Для того чтобы понять особенности состояния езидской общины, необходимо ознакомиться с ее этнической историей. Следует учесть то положение, что езиды, как и подавляющее большинство народов Земли, сложились в результате смешения, в ходе длительного исторического развития, сложных этнических и миграционных процессов. По историческому типу этноса, езидов можно отнести к вторичным племенам, существующим в условии классового общества. Они близки к племенам первобытности, что обусловлено сохранившимся родоплеменным делением, их изолированностью, слабой вовлеченностью в социально-экономическую и культурную жизнь страны, где они расселены.
По популяционно-генетическому признаку езиды относятся к западному (евроафриканскому) стволу, европеоидной ветви, южноевропейской (индосредиземноморской) расы [1].
Антропологическими исследованиями русского ученного К. Горощенко, найдено большое физическое сходство езидов с остальными курдами. Вопрос о соотношении этнической и расовой общности подкрепляется общей территорией обитания. Езиды и курды являются автохтонным народом исторической области Курдистан. Еще одним важным аргументом, служит их «языковая общность»[2]. Духовный мир езидов и курдов имеет общие произведения эпического, исторического, лирического жанра, хоровые песни, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки. Все, кроме религиозных гимнов.
Лингвистами определено: диалект курманджи (язык обихода езидов), относится к курдскому языку иранской группы языков, входящую в состав индоевропейской семьи языков.
Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2-го тысячелетия до н.э. в Европе, Иране, Индии, а так же на Ближнем Востоке. Однако термин индоевропейцы можно с уверенностью применять к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными.
Этническое отделение древнеиранских племен от древнеиндийских произошло во II тысячелетии до н.э. В эту эпоху язык и религиозные верования обеих племенных групп были сходны. Культ духов умерших — фраваши (фервер) [3], культ огня [4], почитание священных животных: коровы [5], газели, петуха. Совпадали некоторые имена богов: солнечное божество Митра, злой дух Андра, культовый герой Йима, ведич. «Яме», курд. «Маме» — первый пастух и законодатель людей [6].
История развития иранских языков условно делится на три периода:
- древний — примерно с начала 2-го тысячелетия и до IV-III в.в. до н.э.;
- средний — с IV-III в.в. до н.э.- до VIII-IX в.в. н.э.;
- новый — с VIII-IX в.в. по настоящее время.
По существующей классификации, основанной на ряде фонетических признаков, языки всех трех периодов принято делить на две группы — западную и восточную. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, делится на две подгруппы:
- западная, тоже по фонетическим признакам — на северо-западную и юго-западную;
- восточная, по некоторым фонетическим и морфологическим признакам — северо-восточную и юго-восточную.
В процессе своего исторического развития иранские языки претерпели значительные изменения, которые прослеживаются во всех слоях языковой структуры [7]. Термин «иранские» восходит к этническому названию ираноязычных племен «ariya», отсюда среднеперсидское «eran».
Курдский язык относится к северо-западной языковой подгруппе, у которого языком древнего периода был — мидийский язык, среднего периода — парфянский язык и нового периода являются — курдский, гурани, заза, талышский (и др. диалекты центральной части Ирана). Мидийский язык не дошел до нас в письменных памятниках, а сохранился лишь в собственных именах и этнических названиях.
Памятники на парфянском языке: это сасанидские надписи и рукописи религиозного содержания (манихейские), найденные в Восточном Туркестане. Так же архив парфянских документов, найденный на территории древнего г. Нисы, датируемый I-ым веком. Курдский язык и диалекты: курманджи, мукри, сулеймани имеют распространение в Курдистане — обширной горной области, части которой входят в состав Ирака, Ирана, Турции, Сирии, а так же в некоторых районах Армении, Грузии, Азербайджана, Туркмении и др. бывших республик СССР. Апеллируя выше изложенным, можно заключить: езиды это субэтническая группа [8] или точнее религиозная община [9], которая обособилась от основного этноса на почве конфессиональной нетерпимости, ввиду принятия последними Ислама. В качестве подтверждения данной гипотезы могут послужить сохранившиеся сходные названия курдских и езидских родоплеменных групп: масаки, миранги, мам-раши, стурки и т.д. Тенденции разделения одного народа прослеживаются и в новейшей истории. Эти разделения обусловлены конфессиональным, политическим и другими признаками. К примеру: основная часть грузин — христиане, аджарцы — мусульмане; западные украинцы — католики, восточные — православные; материковые китайцы — атеисты, тайванцы — буддисты; северные корейцы пошли по коммунистическому пути развития, южные — капиталистическому.
Примечание:
1. Среди рас современных людей выделяют наиболее крупные объединения:
— европеоидная (евразийская),
— монголоидная (азиатско-американская),
— негро-австралоидная (экваториальная).
В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Переходные расы образовались в глубокой древности. Смешанные — позднее. Внутри больших рас выделяют дробные расовые подразделения.
По новой популяционно-генетической классификации выделяются 25 локальных рас, объединенных, в пять ветвей составляющих два ствола:
восточный амеро-азиатский ствол, включает две ветви: американскую и азиатскую;
западный евро-африканский ствол, включает три ветви: европеоидную, негроидную и австралоидную.
Европеоидная ветвь состоит из 3-х локальных рас:
— южноевропейской (средиземноморской),
— центральноевропейской
— балтийской (североевропейской).
Южная раса — со смуглой кожей, преимущественно темными глазами и волосами (их еще называют, учитывая ареал обитания — индосредиземноморской расой); северная — со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз и белокурых волос; и центральноевропейская или промежуточная — для которой характерна средняя пигментация. В целом выделяются сильным развитием третичного волосяного покрова (в частности бороды у мужчин), слабым или средним выступанием скул, незначительным выступанием челюстей (ортогнатизм), узким выступающим носом с высокой переносицей, тонкими или средними губами.
Для лингвиста важно выявление любого, самого незначительного по числу говорящих языка или диалекта, для этнографов — показ тенденции к консолидации, слиянию мелких народностей и племенных групп.
2. В подавляющем большинстве случаев каждому народу присущ особый язык. Тем не менее, понятия «этническая общность» и «языковая общность» далеко не идентичны. Языковая близость народов используется при классификации, т.к. сходство языков говорит либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Однако один лишь язык не всегда дает возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но подобные отступления не дают оснований отказываться от языкового принципа этнической классификации как ведущего.
Следует отметить, этнолингвистическая система классификации народов еще далека от совершенства, так как не отражает принцип двуязычия, а так же постепенный переход отдельных народов с одного языка на другой.
3. Культ духов умерших дошел до наших дней в виде культа — «Ходане мале». Ходане мале — домовой, дух, живущий в доме и охраняющий домашний очаг. В специально отведенном месте устанавливают ложе, с неиспользуемыми новыми пастельными принадлежностями, называемое «стер» как место его потчевания. Предоставляется почетному гостью.
4. Культ огня у езидов сохранился в погребальном ритуале. После погребения тела, на могильном холме разводят небольшой костер, а по возвращении с кладбища домой зажигается светильник на том месте, где лежал покойник.
5. Корова для езидов является символом благополучия и достатка, ее ласково называют «мол», в переводе с курманджи — дом, благосостояние.
6. Помимо «Маме Швана» — покровителя мелкого рогатого скота, езиды почитают мифического героя, покровителя крупного рогатого скота — «Гаванэ Зарзан». Имена этих героев сохранились в самоназваниях «оджахов» пиров, что дает основание предполагать: пири Маме Шаван и Гаванэ Зарзан издревле являлись служителями этих культов.
7. Произошел постепенный распад флексии и смена синтетического строя аналитическим. Грамматические категории, характеризующие отдельные части речи, либо подверглись значительному изменению, либо были утрачены. Значительным преобразованиям подверглась система именного склонения. (Первая грамматика курдского языка принадлежит итальянцу М.Гарцони(1784г.), В дальнейшем изучении языка велики заслуги — В.Ф. Диттеля, Х.Абовяна, И.Березина, П.Лерха, А.Ходзько, А.Жабы, Ф.Юсти, С.А.Егизарова, позднее — И.А.Орбели, А.Шамилова, К.К.Курдоева, И.И.Цукермана, Ч.Х.Бакаева из зарубежных ученных — Э.Прима А.Социна, О.Манна, К.Хаданка, Р.Джардина, Д.Н.МакКензи и др.
8. Субэтническая группа — обособленная часть народа. Их происхождение различно. В нашем случае она возникла в результате обособления части народа, в силу религиозных противоречий.
9. «Община религиозная», как термин наиболее точно отражает сущность Езидизма. Община религиозная — первичная ячейка религиозного объединения, группообразующими признаками которой являются:
1. идейные принципы: общие религиозные представления и идеи, верования, цели и задачи, знаки и символы;
2. религиозная деятельность — культовая и внекультовая;
3. чувство общности;
4. субординация: разделение позиций и ролей.
В рамках О. р. выделяется система субгрупп: «прихожане», «проповедники», «пророки», «целители» и пр. В отличие от «секты религиозной», не носит оппозиционный характер к другим религиям.
Использованная литература:
* Народы Мира. Энциклопедический словарь
* Языки Азии и Африки т 2
* С.А.Токарев Религия в истории народов мира.
* Настольная книга атеиста
* Атеистический словарь
* М.Б. Руденко Курдская обрядовая поэзия
* А.М. Ментешашвили Курды
Авдоев Теймураз Васильевич
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.