Диаспора — устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности, языка, культуры, традиций или религии.
Азизе Иско – писатель, поэт, хранитель самого великого сокровища нашего народа, курдского языка, автор бессмертного стихотворения «Ezi Ezdime», которое по праву можно назвать гимном Езидской религии.
Мураз Джафаров- режиссер, драматург, настоящий патриот, создатель курдского национального театра в Грузии. Постановщик незабываемых спектаклей, подаривших нам столько часов радости и надежды.
Ламара Борисовна Пашаева этнограф, историк, знаток быта и культуры курдов и греков, женщина-учёный работы которой известны далеко за пределами Грузии. Получить образование в те далёкие времена, когда это сделал Ламара Борисовна, было не по плечу огромному количеству курдов мужчин с теми запретами и табу, которые вообще были введены на образование. Но, а уж тем более сделать это женщине разве это не геройский поступок?
Карим (Алхан) Амоев, учёный историк, экономист, автор многих работ по истории и экономике Курдистана, Езидской религии, живая легенда и патриарх курдской интеллигенции Грузии.
Писатель Тагоре Бро, поэт Джардое Асад, художник Андо Челдаргуши, заслуженный артист России Азиз Аскарян, депутат российской государственной думы четырёх созывов Зелимхан Муцоев, физик и общественный деятель Юрий Набиев и пр. Этот список, без преувеличения выдающихся людей, составивших цвет курдской интеллигенции бывшего СССР, можно было продлить и вписать в него сотни, а то и ещё тысячи не менее достойных людей. Но сегодня мы хотим сказать, прежде всего, о том, что, объединяло их всех? Да то, что они все вместе представляли курдскую диаспору Грузии. Диаспору -которой уже нет!!!
В нашей статье мы попытаемся описать современную т.н. пост советскую ситуацию курдской диаспоры Грузии проанализировать причины, по которым она стала такой, какой является сегодня.
Жизнь курдов в Советском Союзе, в общем, скорее можно назвать счастливой, чем несчастной. В условиях советского патернализма и закрытых границ под руководством курдской интеллигенции община жила своей жизнью и, несмотря на многочисленные ограничения со стороны коммунистического режима и партийной номенклатуры Грузии, делала огромное дело и внесла величайший вклад в развитие курдской культуры. В СССР и в особенности в Грузии тогда большими тиражами печатались курдские газеты, журналы, книги, создавались фольклорные группы, теле и радио передачи и вообще жизнь била ключом. Как это не парадоксально, но в атеистическом государстве курдам-езидам прекрасно удавалось сохранить свою религию. Наверно это происходило, прежде всего, потому что, во-первых, власти практически не имели никакого представления о Езидской религии и им трудно было зачастую различить, где проходит граница между национальными традициями и религией, ибо Езидизм так тесно связан с нашей национальной культурой, что практически пронизывает все сферы нашей жизни.
Конечно же, идеализировать ситуацию нельзя ни в коем случае. А вот что отношения внутри диаспоры почти всегда были ох как далеки от идеальных — это тоже факт!!! Атмосфера интриг, зависти, доносов и наветов царившая в целом в стране и республике, к сожалению, не могла обойти стороной и общину грузинских курдов. Но об этом, как-нибудь в другой раз и в другой статье.
После распада СССР, курдская диаспора Грузии стала жить, словно по инерции. Начались бесконечные метания из стороны в сторону в поисках чего-то общего и объединяющего. Совершая одну ошибку за другой, часто выбирая непонятные дороги, курды Грузии теряли практически все, что было нажито годами кропотливого труда и усилиями тысяч и тысяч. Видно Патерналистический комплекс слишком сильно укоренился в сознании курдов, и они слишком много времени потеряли на поиск новых и во многом мифических хозяев, «которые всё решат за них».
Мы не будем вдаваться в подробности тех процессов, которые происходили на территории бывшего Советского Союза, ибо они и так хорошо известны нашим читателям. Просто нужно отметить, что курды как самая незащищенная часть общества пострадали от этого глобального передела мира как никто другой.
С началом распада СССР в Грузии появились эмиссары Рабочей партии Курдистана. Партия хоть и с жёсткой иерархией и идеологией на тот момент действительно выражала интересы широких масс курдского народа. Она была для грузинских курдов мостом для объединения со своим сородичами, оставшимися на исторической родине. К чести т.н. апочистов надо сказать, что изначально идеологическая и пропагандистская работа у них была налажена просто прекрасно. Не удивительно, что она сразу же стала пользоваться огромным уважением и лидер партии Сарок Апо (Абдулла Оджалан) стал всеобщим любимцем и национальным лидером. Курды Грузии объединялись вокруг партии и, казалось бы, вот что может сплотить нашу общину. «Добрый дядька» с исторической родины. Но и тут вмешалась глобальная и региональная политика. РПК была объявлена террористической организацией, кроме того, началось сближение Грузии и Турции, и на сегодняшний день эти два государства являются стратегическим партнёрами. Куда уж там курдам. К тому же в самом руководстве РПК никак не могли понять, что постсоветские республики уже прошли «счастливую» эпоху развитого социализма и их идеология марксизма-ленинизма давно устарела. Вдобавок те методы работы, которые хороши для работы с курдами в Европе или других местах никак не могут с таким же КПД применятся в Грузии. И на грузинской земле эти методы не прижились. В общем, деятельность РПК в Грузии сегодня сводится к абсолютно безобидной работе международного культурно — информационного центра, где сторонники РПК, одна небольшая группа, время от времени проводит собрания. Стать объединителем курдов и гарантом сохранения курдской культуры в Грузии РПК так и не довелось.
После свержения режима Саддама Хуссеина в Ираке, а вместе с тем и повышением роли курдов в глобальной политике вырос и интерес к курдам во всём мире, в том числе и Грузии. Сами курды Грузии, которые имели давние связи с иракскими собратьями, начали предпринимать шаги по налаживанию с ними отношений. А после открытия в Москве в 2002 году представительства Регионального Правительства Иракского Курдистана и благодаря активной деятельности его руководителя представителя Хошави Бабакра эти отношения начали развиваться еще сильней.
С 2004 по 2008гг. Иракский Курдистан посетили множество официальных и неофициальных делегаций из Грузии. В основном, в святыню всех езидов мира храм Лалыш. Власти Регионального Правительства в основном финансировали эти визиты и уже шли активные дискуссии на тему проведения серьёзной работы среди курдов Грузии для сближения их с исторической родиной. Планировалось финансирование многих культурных проектов, газет, журналов и в конечном итоге открытие представительства, хотя бы на базе какой-либо из существующих организаций. К сожалению, сегодня, в силу ряда объективных и субъективных причин эта работа практически сведена к нулю, несмотря на титанические усилия московского представительства ничего, толком не происходит. Очевидно, для того чтобы полноценно проводить работу с диаспорой Иракский Курдистан должен стать полноценным субъектом международного права? Хотелось бы добавить, что в иракском Курдистане нет чёткого осознания того, что может дать диаспора? Считаем что лучшим ответом на этот вопрос будет пример создания еврейского государства. Мы надеемся, что в самом ближайшем будущем Иракский Курдистан, несмотря на свой неопределённый статус, все же всерьёз займётся налаживанием отношений с курдами за пределами Курдистана в том числе и Грузии. Однако вернёмся непосредственно к злобе дня и к тем проблемам от решения, которых сегодня зависит будущее нашей общины в Грузии. Думаем, что правильным будет поставить вопрос – что из себя сегодня представляет курдское население Грузии, которое даже нельзя назвать общиной?
Одной из характерных черт современного состояния курдов Грузии является наличие значительного количества неправительственных национальных организаций. Как Грибы после дождя в рядах общины растут разного рода Союзы, Центры, Фонды и Ассоциации. Это, прежде всего, обусловлено тем, что в правительственной сфере, на всех уровнях управления страной курдам доступ практически закрыт и в связи с этим происходит своеобразная сублимация курдского движения в Грузии. С одной стороны, наличие нескольких курдских организаций, опять же, является отголоском общей для Грузии болезни (о Грузии часто говорят, что в ней столько же партий, сколько и людей), но с другой стороны это, несомненно, является хорошей демонстрацией демократических процессов, и каждая группа лиц, объединенная общими убеждениями, может выступать как самостоятельный юридический субъект. Но если быть до конца откровенным, то нужно добавить что это, показатель разобщённости общины и отсутствия в ней одного или нескольких религиозных авторитетов или просто лидеров наделённых доверием народа. Среди т.н. «лидеров» курдских организаций, нет скоординированности даже по самым принципиальным и жизненно важным вопросам и зачастую существует нездоровая конкуренция, суета в основном на пустом месте, что в свою очередь сильно мешает в достижении многих вполне достижимых целей. Хотя в последнее время наметились определённые тенденции к консолидации курдского общества, что даёт повод для сдержанного оптимизма.
Отсутствие доступа к СМИ, а также своих печатных изданий в значительной степени усложняют проблему коммуникации и распространения информации, как внутри общины, так и в Грузии в целом. Из за этого большинство курдов Грузии имеют представления и о программах и проектах все же осуществляемых курдскими организациями. Собрания, вечера, праздники, проводимые организациями, как правило, посещают одни и те же люди. В общем, образовался какой-то замкнутый узкий круг.
Практически единственным местом, где могут, с определённой регулярностью, встречаться представители общины (в основном старшего поколения) являются похороны. Правда, поражают темы, обсуждаемые во время этих встреч. Разговоры в основном сводятся к общей и глобальной политике и к тому, что должно или не должно быть на столе во время поминальной трапезы. Иногда, участники этих «мудрых» дискуссий, так увлекаются спором, что делают это, что, называется, до боли в горле — кричат, ругаются, при этом, забывая, что они собрались лишь, для того чтобы почтить память покойника. Впрочем, чтобы понять это надо хотя бы один раз оказаться в числе слушателей и очевидцев этого уникального зрелища.
Великий и богатейший курдский язык в основном сохранился на самом примитивном бытовом уровне. Свободно читать на курдском, тем более при использовании латиницы, могут очень немногие. Нечего и говорить о грамматике, которую знают единицы.
Особняком и наиболее болезненно стоит вопрос сохранения езидской религии среди курдов Грузии. На сегодняшний день в нашей стране, в основном в Тбилиси действует всего несколько священнослужителей, живых носителей основ религии (так называемые практикующие служители культа). Не ведётся никакой работы для подготовки их приемников. Давно уже не существует института Мараби (наставник в вопросах религии), благодаря которому мириды могли веками получать информацию о своей религии.
О таких «пустяках», как духовность, популяризация Езидизма, практически некому и подумать.
Так и пущена община в вольное плавание, на самотёк. Выживать, как может в условиях глобализации.
Проблема самоидентификации, также решена не до конца. В XXI веке всё ещё не могут определить кто они курды, курды-езиды или просто езиды? В общем, скажем банально, но — всё было бы очень смешно, если бы не было так грустно!
Некоторые лидеры организаций, наивно полагают, что решить данные проблем им поможет государство. Вошло в привычку ждать милостыню, подаваемую из тёплых кабинетов чиновников. При этом, некоторые курды умудряются съесть друг друга и быть этим сытым ещё до того, как они получат или же не получат эти крохи с барского стола. Подобное поведение всегда вело к тому, что убивало в молодёжи всякое желание участвовать в этом. Поэтому сегодня курдскими вопросами занимаются единицы молодых людей, идеалисты, работающие на одном энтузиазме.
Грустно и больно осознавать это, но на этом пути потерь дорога избранная нами ведёт только к одному — ассимиляция!!!
В заключении хотелось бы сказать, что, несомненно, комфортно и удобно раствориться в массе большинства, сделать при этом карьеру, заработать деньги, быть, например не Джангиров а Джангирашвили, и вообще получить хороший бонус – наслаждаться всеми благами мирскими. Что за мелочи, принести в жертву этому «светлому будущему» свою бессмертную религию, великую культуру, многовековую историю, тем более, если не имеешь о них практически никакого представления, да и никогда не интересовался этим. При этом, предъявляя необоснованные претензии непонятно к кому о том, что – «меня не научили, не рассказали не разжевали и не положили в рот» В то время, как на то чтобы изучит всё тоже, несомненно, великое, но принадлежащее по праву другим народам, время и средства всегда находятся!
Это ложный, на первый взгляд лёгкий путь-путь предательства. А вот наши предки, никогда и ни при каких обстоятельствах не выбирали лёгких путей. И когда они оказались на территории Российской империи, в частности в Грузии, в дебрях незнакомого, чуждого нового мира, они трудились в поте лица своего для того чтобы обеспечить достаток и дать образование, достойные условия жизни нам. Хотя многие из нас отрекаются от своего прошлого, и, свернув с пути истины, высоко задрав носы важной поступью не идут, а бегут, подталкивая и подтягивая друг друга – в пропасть. Что же господа, диаспорой мы так и не стали, но, если кто-то выбрал себе «наикротчайший» и «наилегчайший» путь слияния с другим народом, то знайте, что история показывает, что от такого неестественного слияния получаются одни лишь мутанты без Родины, религии и национальности, и вовсе не дети прогресса, а просто уродливые чада глобализации.
Виталий Набиев (Анкоси)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.