AFP 23 мая 2005 г. Шайхан, Ирак — В горном храме, расположенном в самом центре иракского Курдистана, пилигримы из числа езидов пришли помолиться своему ангелу-павлину.
По мере того, как Ирак идет к принятию нового пост-саддамовского политического порядка, езиды решили воспользоваться моментом, чтобы закрепить свои права в новой конституции.
«Дискриминация в отношении езидов должна быть прекращена, и наши политические и религиозные права должны быть признаны в конституции», — заявил наследный глава конфессии Мир Тахсин-бег корреспонденту АФП.
Одетый в желтую рубашку с блестящим коричневым галстуком, этот считающийся «принцом тьмы» человек широкой улыбкой приветствует посетителей на своей богатой вилле, расположенной к северу от Мосула. Два курдских милиционера охраняют вход в его резеденцию.
«Как курды и как езиды мы подвергались двойному преследованию при Саддаме Хусейне», — говорит 40-летний владыка, который является и светским и религиозным главой своих подданных.
Свергнутый режим арабов-суннитов уничтожил десятки тысяч курдов, в том числе и езидов во время компании Анфаль в конце 1980-х годов.
Режим Саддама Хусейна преследовал курдов из-за их стремления сохранить свою этническую идентичность и еще в большой степени он преследовал езидов, которые к тому же рассматривались как язычники.
Езиды исповедуют доисламскую религию, которая, как считают некоторые была основана в 12 веке шейхом Ади, хотя многие ученые прослеживают ее истоки из зороастризма древней Персии.
Шейх Ади родился в Дамаске, но скончался в городе Лалеше в 12 км от Шайхана, где находится его могила которая стала самым святым для езидов храмом.
Община езидов по-прежнему в основном проживает в северных предгорьях к северу от Мосула и в горах Синджар на границе с Сирией.
Но последователей этой веры, насчитывающей 100 тысяч адептов, можно найти везде, где есть курдская диаспора, в соседних Сирии и Турции, а также в бывших советских республиках Кавказа.
Езиды не верят в ад или рай.
«Извините меня, но я не могу произносить это слово в слух потому что это священное слово. Это – глава ангелов», — сказал Мир Тахсин-бег. «Мы верим в Бога и в (главу ангелов), — пояснил он.
Езидам запрещено есть салат-латук и носить одежду синего цвета.
Защищающие изо всех сил свои традиции езиды не позволяют чужим принимать их веру.
В их вере есть шесть уровней посвящения (касты) – принцы, шейхи, старцы, пророки, аскеты и верующие, последние составляют около 70% езидов.
Браки между представителями разных сословий запрещены.
Сейчас трое езидов являются членами парламента Ирака, они были избраны от Курдского альянса, который занял второе место на январских выборах, а также двое являются членами Курдского регионального парламента, заседающего в Эрбиле.
Положение этой общины существенно улучшилось после Войны в заливе 1991 года, когда курдские повстанцы создали автономный район, включающий три северные провинции, в том числе и езидские центры Лалеш и Шайхан.
Но, по словам главы службы безопасности храма в Лалеше, езиды не хотят рисковать снова подвергнуться преследованиям.
«Нашу религию преподают в школах с 1991 года в тех деревнях, которые мы вернули себе назад после того, как нас выгнали из них во время кампании арабизации», — говорит Дерман Рачё, 52 лет. – «Сейчас нам нужна конституция, которая гарантирует нам, что мы можем быть иракцами и езидами».
Рачё охраняет храм в Лалеше, где два скульптурных павлина, которые представляют «главу ангелов», стоят и охраняют вход.
Молящиеся снимают свою обувь и проходят внутрь, где семь кусков ярко раскрашенной материи прикреплены к колоннам, они олицетворяют семь ангелов.
В центре основной залы мужчины, женщины и дети молятся, связывая и развязывая узелки на лентах, свисающих с могилы шейха Ади, основателя их религии.
Во дворе храма двое мужчин и две женщины, все одетые в белое, принявшие обет безбрачия, зажигают 366 лампад.
«Это, чтобы мы не забывали души наших святых и пророков», — поясняет Пир Чаро, 32 лет, старший над этими служителями.
Большинство езидов говорят на курманджи, это наиболее распространенный среди курдов диалект их языка, но не все курды-сунниты считают езидов такими же, как они, курдами.
Когда корреспондент АФП задал вопросы нескольким курдам-суннитам об езидах, то услышал в ответ, что они не разделяют с езидами трапезы, поскольку считают эту общину «нечистой».
«Наши родители говорили нам, что мы можем принимать пищу в домах христиан и даже евреев, но только не езидов», — сказал один курд.
Полный вариант статьи Вы можете найти на сайте Kurdistan.ru
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.