Этот ежегодный праздник отмечают во второй декаде февраля, в промежутке от 12 до 20 февраля, когда полнолуние приходится на пятницу. Празднование Хдрнаби имеет тысячелетнюю историю. И сегодня он сохраняет свое значение не только среди курдов, но и среди соседних народов христиан и мусульман (у армян этот праздник известен как День святого Саркиса). Курды-мусульмане празднуют Хдрнаби наравне с езидами. Однако под влиянием ислама Хдрнаби у мусульман подвергся некоторым изменениям. А среди курдов-езидов и курдов-алавитов этот праздник сохранился почти без изменений. Подготовка к празднику Хдрнаби аналогична подготовке ко дню сотворения мира. Перед праздником все проводят уборку своих жилищ: чистят, моют, убирают квартиры и дома. В сельской местности жители также моют и чистят дома, но кроме того — рисуют внутри дома на стенах и потолках изображения хозяев, членов семьи, детей, молодоженов, скота, собак и кошек. Такие изображения имеют очень глубокие корни. Первобытные люди делали подобные рисунки на стенах пещер, и эта традиция сохранилась у езидов до наших дней. Конечно, обряд подвергся трансформации, и современные курды понимают его как пожелание дому благополучия процветания путем честного труда.
В праздничные дни нельзя мыться в бане, стирать, мыть полы, использовать расчески, иголки. Объясняется эти запреты так. Ангел мечты и любви Хдрнаби в эти дни путешествует по земле на своем коне. Если в этот день вымыться в бане, то перед Хдрнаби возникнет море, через которое он не сможет перебраться и посетить своих почитателей, если воспользоваться мылом перед Хдрнаби возникает непроходимое ледяное поле, если воспользоваться расческой то вырастает густой лес, через который нельзя пройти, а иголка означает колючее поле. Поэтому верующие, для того, чтобы помочь Хдрнаби свободно путешествовать среди народа, строго придерживаются канонов.
Хдрнаби появляется в этом мире верхом на белом летающем коне. Этот конь после приземления уменьшается до размера детской игрушки и может легко зайти в дверь (поэтому в праздничную ночь с четверга на пятницу никто не закрывает дверей). Хдрнаби посещает в первую очередь тех, кто был в прошедшем году безгрешен, был добр, милосерден и т.д. Если Хдрнаби посетит дом, следующий год будет для его обитателей счастливым, принесет им богатство, удачу, счастье. Поэтому каждая семья, чтобы привлечь Хдрнаби, наполняет мукой большую миску, прикрывает ее тонкой шелковой тканью ставит на почетное место в доме на «стер» (место, предназначенное для ангела-хранителя дома, покурдски ходанемале); туда на день складывают постели, это место ангела-хранителя дома. Конь Хдрнаби оставляет на муке свои следы. Иногда Хдрнаби вырывает волос из хвоста своего коня и оставляет на миске, Так узнают, побывал ли в доме Хдрнаби.
Ранним утром в пятницу молодые девушки и женщины идут за водой к роднику. В праздничный день родниковая вода считается святой. Каждая стремится прийти к роднику первой: тогда ей и ее семье достанется больше счастья. Этой водой умываются и ее пьют все члены семьи.
Вечер четверга называется День памяти. В этот день старшие члены семьи посещают те дома, где за прошедший после праздника сотворения мира год кто-то ушел из жизни. В первую очередь посещают дома родных и близких. Хозяин дома накрывает поминальный стол, все вспоминают умершего, служители культа (шейхи и пири) читают молитвы, облегчающие скорбь родственников покойного. Говорится, что нет ничего вечного, все течет и изменяется, тот, кто рожден, должен умереть такова воля божья. После этого члены этой семьи могут принимать участие в праздниках, посещать свадьбы. Таким образом с семьи снимается траур.
В пятницу все поздравляют друг друга с праздником. Праздник Хдрнаби содержательно и радостно отмечает молодежь. В четверг вечером незамужние девушки и холостые парни пекут маленькую соленую лепешку каждый для себя. Весь вечер они не должны пить, а перед сном съедают эту лепешку, надеясь, что им приснится суженый (суженая). Если во сне молодому человеку или девушке принесет напиться знакомый (или незнакомый, но из известного места), значит, они предназначены друг другу по воле бога и можно отправлять сватов. Если же во сне человек сам достает воду, это значит, что он должен искать себе невесту (жениха) сам, божественного знака ему не оказано. Если же спящий, несмотря на жажду, вообще не пьет во сне, это означает, что ему (ей) просто неизвестно, когда и на ком жениться или выходить замуж.
В четверг вечером молодежь устраивает праздничное веселье: парни и девушки поют, играют музыку, танцуют, знакомятся друг с другом, затевают различные игры, качаются на качелях. Подростки ходят по домам и поют традиционные песни, за что получают подарки -своего рода колядки. Не одарить колядующих считается большим грехом.
Праздник Хдрнаби донес до наших дней старинные курдские представления о чести, добре, справедливости, трудолюбии, стремлении к лучшему, которые и сегодня полностью соответствуют курдскому национальному характеру.
Ш. Ашир
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.