В октябре 2000 года в России находилась делегация Союза езидов Курдистана, прибывшая из Германии, которую представляли Хасан Дутар и Пир Факир Али. Во время встречи с курдами-езидами, велись широкие дискуссии посвященные истории древней религии курдов, проблемам ее сохранения. После завершения поездки делегация СЕК побывала в гостях у редакции. В непринужденной обстановке состоялась беседа, которую мы предлагаем с небольшими сокращениями.
«Стон Родины»: — Разрешите поприветствовать Вас в гостях редакции. Во время своих поездок вы встречались с представителями курдской диаспоры, в том числе и с курдами-езидами. После долгой разлуки, какими виделись езиды бывшего Советского Союза? Какое впечатление они произвели на Вас?
Пир Факир Али: Впечатление хорошее. Жить столетиями среди других национальностей и при этом сохранить религию, язык, обычаи, традиции и самобытную культуры приятное явление. Мы рады за наш народ. А если и есть какие-то недостатки, проблемы, то это от незнания своей истории. А так мы довольны. Но нам надо думать и о будущем. И в первую очередь о том, как сохранить наше национальное достояние для поколения.
Хасан Дутар: Курды-езиды проживают на территории России более двухсот лет. И сохранили себя. Мы гордимся этим. Но, есть, разумеется, и проблемы. Чтобы и дальше сохранить и защитить себя, нам надо быть более организованными. Раньше курды-езиды проживали в Армении и Грузии компактно и таким образом имели возможность сохранить свои национальные ценности. Сегодня другая ситуация. Они рассеяны по всему миру, отдалены друг от друга сотнями, а то и тысячами километров. Если народ не будет организован, то уже через 50 лет от него не останется ничего самобытного. Нас это очень беспокоит. Мы тоже живем на чужбине и прекрасно знаем, что такое слово «беженец». Поэтому я и повторяю: «организованность и воспитание в национальных традициях, нужны как воздух и вода».
Надо серьезно заняться воспитанием молодежи, которая как известно легко поддается ассимиляции. Здесь особая роль должна принадлежать курдско-езидской интеллигенции. Если мы не сделаем это, история нам не простит. У нас древняя история, история борьбы и сопротивления. Если все мы пустим на самотек, мы станем грешниками.
Пять тысяч лет наш народ сохранял свою древнюю религию. Но сейчас мы видим обратное. Многие курды-езиды забывают свою веру, а некоторые даже принимают другие религии. Если они будут отчуждены от езидизма, потеряют свои национальные корни, то никакого езидизма и вовсе не останется. Мы, езиды, должны правильно оценить ситуацию. А иначе это будет не достойно нашего имени, нашей истории и сопротивления. Мы должны сделать все возможное, чтобы занять достойное место в мире. Против нашего народа разыгрывается много грязных игр. Многие наши недруги стремятся превратить езидскую религию в объект торга. Поэтому кто бы он ни был: религиозный или светский деятель, должен с особой бережностью относиться к своей религии и к своему национальному достоинству. Езидизм — это не только имя, это мужество, чистота, человечность и истина. Мы только так должны воспринимать свою религию
В вопросах утверждения езидской религии есть одно немаловажное обстоятельство: сказать только что мы езиды, то мы нередко обесцениваем свою религию — явно недостаточно. Езидская философия -это человеческая философия, философия жизни. Но посмотрите, мы постепенно начинаем чуждаться этих ценностей. И связанно это прежде всего с тем, что мы плохо знаем свою религию, В быту же все еще живы пережитки прошлого, известный консерватизм. Мы должны смотреть на мир с точки зрения большой политики. Если мы, езиды, не будем беречь исторические ценности своего народа, мы совершим предательство.
«С. Р.»: — Уважаемые гости. Мы не случайно начали наш разговор с этого. Но есть вещи и поважнее. Ваша организация проделала огромную и важную работу в Европе и на Родине. А это можно продолжить здесь, в странах бывшего Советского Союза. Как известно езидской религии нет среди других народов. Следовательно, езиды-курды по национальности, а езидская религия –курдистанская.
X. Д.: Да. Название нашей организации имеет свой смысл. Нас, людей исповедующих езидизм, среди курдов мало. Сколько бы мы ни говорили, что мы езиды, но если это не сочетается с национальностью курд — это как дерево без корней и плодов. Но езиды — это не нация. Это вера, религия, как и буддизм, христианство и мусульманство. Нация, Родина и вера, разные вещи. К примеру, есть христианская религия и христианские народы, или мусульманство и мусульманские страны. Каждая из них имеет распространение в каком-либо государстве. Эти народы не называются христианскими или мусульманскими. Это касается не только езидов, но и алавитов. К примеру, есть же турецкие алавиты и иранские алавйты. А все они называют себя курдами по национальности.
Некоторые по незнанию, а другие преднамеренно путают понятия: народ и религия. Это очень опасно. К тому же есть специалисты других национальностей, хорошо знающие каноны нашей религии и потому наш долг — не быть смешным и хотя бы перед самими собой. Наша религия- езидизм, а нация — курды.
П. Ф. А.: Курдистан — земля всех курдов. Изначально езидизм был основной религией всех курдов. Ведь с древнейших времен, Курдистан — райское место на земле. Этот рай предназначен для всех курдов, независимо от религиозной принадлежности. Мы обязаны с уважением относится ко всем религиозным течениям, но превыше всего, надо беречь национальные корни. У нас говорят: кровь не водица. Курды объединены кровью. Вера приходит потом.
«С. Р.»: — В мире Курдистан занимает особое положение. Есть народы, исповедующие две религии. Но среди курдов есть мусульмане — сунниты и шиты, алавиты и езиды, христиане, а также иудеи. Как они могут совместно жить? Не будет ли в будущем между ними религиозных распрей?
П. Ф. А. Когда курды в своей национально- освободительной борьбе добьются независимости, все религии должны быть объявлены свободными. Прошлое не должно повториться. Разногласия и конфронтации сеяли между курдами наши враги. К сожалению, это им удавалось, потому что они пользовались нашей разобщенностью.
«С. Р.»: — Хорошо, а сейчас другой вопрос. Вы, как религиозный деятель, прекрасно знаете, что езидов в истории много раз притесняли. И сейчас, когда у нас нет своего государства, есть много патриотических организаций и движений, ситуация хоть и немного, изменилась к лучшему. В чем же видите гарантии развития этих процессов?
П. Ф. А.: Хвала Всевышнему, наш народ сегодня достиг определенного понимания своего исторического места в мировом сообществе. Курды, и в первую очередь езиды, верят и стремятся к национальному единству. Надо бороться до победного конца.
«С. Р.»: — А Ваше мнение уважаемый, Хасан Дутар?
X. Д.: Раньше, было так: не только два курда, тем более курд-езид или курд-алавит не могла быть вместе. Это было связанно с тем, что не находилось человека, который бы смог их подружить. Раньше как было. Жили ага, а ими управляли наши враги. Когда в 1978 году возникло наше движение, к нам часто стали приходить курды-мусульмане. Они нас называли братьями, делились хлебом. Мы удивлялись. Я очень хочу, чтобы меня правильно поняли. Мы все, курды, независимо от религии, должники этого движения. Ив долгу перед погибшими героями, отдавшими жизнь за общенациональные идеи. Это благодаря им были созданы — Союз езидов, Союз алавитов, Союз мусульман. Раньше мы только дома могли смело произносить слово езид. И никто не в силах помешать этому. Потому что нас, курдов-езидов, мусульман и алавитов стали считать единой нацией. И сегодня тысячи сыновей и дочерей нашего народа бок о бок в горах Курдистана борются за независимость. До вчерашнего дня мы и представить себе не могли вместе курдянку и езида. Но в нашей национально-освободительной борьбе религия уступила место национальной принадлежности. К примеру, все уже знают, что предводителем партизанского отряда в регионе Джезри была езидка Бериван. Стереотип недоверия, который был искусственно ‘навязан нашему народу, сломлен. А все это было сделано РПК и нашим лидером Абдуллой Оджаланом. Мы уверены, что борьба за национальное единство, которой руководит РПК будет успешно продолжаться. Назрела необходимость развивать общественно-культурные отношения. Пусть в Курдистане строятся тысяча мечетей, церквей, святынь езидов и алавитов. А различные антигуманные принципы идеологии не исходят из религии, они исходят от людей. И сегодня турки говорят: кто убьет курда, получит вознаграждение.
А раньше они призывали убивать езидов. Теперь становится понятным: если в начале наши враги уничтожали курдов на религиозной почве, то сейчас на национальной. Вот это мы должны хорошо знать. Враг езидизма — турецкое государство, которое уничтожало их в Серхете, Ботане, Амаде, Мердине и в других регионах Курдистана. Я уверен, что конфронтации прошлого не повторятся. Сегодня у нас имеются национальные силы, которые не допустят этого.
«С. Р.»: -Когда беседуешь здесь с некоторыми курдами, они упорно твердят: «мы — езиды». А что такое курды — не знают. Приведем пример. Ребенок, родившийся от христианина, не считается христианином, пока над ним не будет свершен обряд крещения, пока он не познает Библию, не будет почитать религиозные обряды. Также мусульмане. Нам кажется, что многое еще происходит от нашей непросвещенности в вопросах религии. А кто должен всему этому обучать, объяснять народу религиозные учения? Представители нашей религии должны не только присутствовать на похоронах и совершать обряды, а как Пир Факир Али взять в руки посох и идти в народ, объяснить историю и смысл езидской религии. Как вы на это смотрите.
X. Д.: Да, я с Вами согласен. Должно вестись углубленное изучение нашей религии. Надо сделать ее общим достоянием всего народа, издавать книги, журналы, газеты. Не только религиозные деятели, но и простой народ обязан знать свою религию. Все, что сказано выше, и является одним из основных направлений работы нашего Союза езидов. Езидская религия не такая уж простая и легко воспринимаемая. Наши религиозные деятели должны уметь проповедовать свое учение. Вести работу устаревшим методам нет смысла. Каждый священник должен глубоко знать историю народа, основы религии. Религиозные каноны созданы не для того, чтобы их знали только шейхи и пири, но и простой народ должен хорошо знать. Конечно, нашу религию на чужбине трудно сохранить. Мы должны укрепить связь с Родиной, там, где она зародилась. Сегодня же некоторые из нас оторвались от нашего общества, даже попали под влияние под влияние других религий. Это грех. Настало время всем нам объединиться под знаменем Союза езидов Курдистана. Если бы не было нашей организации ни меня, ни Пира Факира Али не было бы среди Вас. Мы должны чаще встречаться. Знать друг друга. Поставить конец нашей разобщенности. Самое главное народ и борьба за его единство. Многие наши религиозные деятели отдали жизнь за Родину. Мы должны сохранять и беречь свой курдский язык. Потеря языка означает и потерю езидской религии.
«С. Р.»: — Святой отец. У нас есть конкретный вопрос для вас. Есть среди езидов такие,которые не знают свою национальную принадлежность, религию, словом не знают кто они? Некоторые уверяют: «мы езиды, а не курды». Как духовный представитель, что вы можете сказать по этому поводу?
П. Ф. А.: Это от незнания. Ваши шейхи и пири, должны больше просвещать народ, чаще быть среди простых людей. Другого пути нет. Если будут постоянные контакты, вес уладится.
«С. Р.»: — Спасибо, святой отец. А теперь наш вопрос к Хасану Дутару. Как можно объяснить такие понятия, как религия и Родина, Родина и народа?
X. Д.: Народ и религия взаимосвязаны. Но религия должна быть более свободной. Она не должна быть монополией религиозных деятелей. Нельзя делать религию объектом политических торгов. Езидская религия должна служить объединению и сохранению нации, а не расколу и разобщенности. В одной из наших молитв говорится:
Я подошел к престолу Бога,
Я увидел радость и человечность.
И царило там единство и согласие.
Но мы, к сожалению, еще не пришли к единству и, согласию. Если мы будем свято соблюдать каноны нашей религии, то многое выиграем. Только таким путем мы сможем достигнуть освобождения Курдистана. Если народ не имеет Родины и единства, он не сможет сохранить ни себя, ни религию. Мы должны объединить наше общество. Сегодня есть шанс, и мы не должны его упустить. Если наша борьба не увенчается успехом, это станет нашей смертью.
«С. Р.: — Вы хотите сказать, что гарантия сохранения каждого народа это национальная государственность?
X. Д.:Вы меня правильно поняли. Мы, может быть, сможем сохраниться на чужбине еще 50 лет. Но без Родины мы пропадем. Место езидской религии -Курдистан. Там расположены все главные святыни езидской религии.
«С. Р.»: — Простите, что перебиваю. Здешние езиды знают только святыню Лалеш.В каких еще регионах есть езид-ские храмы?
X. Д.:Мы в своем журнале Lalish опубликовали полный список этих храмов. Они расположены около Мосула, Батмана, Харзана, Мердина, Амада, Хасанкефа, в долине Бешери и в других местах. По всем горам Курдистана разбросаны езидские святыни.
«С. Р.: Спасибо за эти сведения. Что хотелось бы Вам сказать напоследок?
X. Д.: Мы очень довольны и рады нашей встрече. Конечно, на все не хватило времени, но сделан первый шаг, положено хорошее начало. В дальнейшем непременно надо развивать наши отношения. А самое главное, и это будет священным долгом каждого езида надо спасти каждого заблудшего. Среди езидов есть и такие, которые приняли другую веру. Нам надо объединиться и спасти религию от исчезновения.
П. Ф. А,: Особенно нужно обратить внимание на тех, кто по тем или иным причинам избегает всего этого. Для того, чтобы они познали себя, надо работать. Это наш долг.
«С. Р.»: Спасибо за встречу, желаем Вам успехов и радости.
Беседу вел Корда Мад газета СТОН РОДИНЫ Декабрь 2000 г.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.