Великий русский педагог и литератор Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчинясь страху».
Так, наверное, считал и Тико Тикоян, когда находился в азербайджанском плену. Страшно подумать, через какие страдания и пытки пришлось пройти юноше, чтобы сохранить разум и желание жить. Тикое Давид родился 15-го ноября 1980 года в селе Рйа Таза Арагацского района Армении.
Он был младшим ребенком в большой и жизнерадостной семье. Все, кто его знал, отмечают быстрый и цепкий ум, доброту и готовность прийти на помощь. Уже с детства его отличали от ровесников серьезность, ответственность за принимаемые решения и горячая любовь к родному народу.
Он очень гордился тем, что был назван в честь деда Тикое Аташа, героически сражавшегося против турецких оккупантов в начале прошлого столетия. Повзрослев и познакомившись с трудами Абдуллы Оджалана, юноша решил посвятить свою жизнь служению Родине — уйти в горы Курдистана и в рядах партизан сражаться за свободу Отчизны.
Но он был слишком молод, чтобы воплотить мечту в жизнь. Надо было стать солдатом, научиться военному делу. Тико призвали в армию, и сослуживцы поражались его отваге и мужеству. Всегда и во всем он старался быть первым, не ведая страха. Когда до конца службы оставались считанные месяцы, Тико при невыясненных до сих пор обстоятельствах попал в плен.
За два месяца пребывания в неволе Тико прошел все круги ада. Уже вернувшись домой, он рассказывал родным: «Азербайджанские спецслужбы относились ко мне с особой ненавистью и откровенно объясняли причину: во — первых, потому что я, курд, служу в армянской армии, во — вторых, потому что я езид по вероисповеданию, в — третьих, за то, что я сторонник Абдуллы Оджалана».
Вернувшись домой при помощи Красного Креста, Тико начал писать стихи, в которых изливалась скорбь человека, понимающего, что он никогда не увидит свою Родину и тоскующего по ней. Пребывание в плену тяжело отразилось на его здоровье, и 13 — го марта 2001 года сердце Тико перестало биться.
Курдская пословица гласит: «Реки высыхают — песок остается, человек умирает — имя остается». Этой осенью Тико исполнилось бы 24 года. Судьба лишила его счастья радоваться жизни, ступить на землю предков, но мы верим, что мечту юноши воплотят его родные и близкие.
Ронаи АРИН
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.