В 1995 г. в г. Махачкале, столице Республики Дагестан, вышла книга под скромным названием «Алупанская (кавказско-албанская) письменность и лезгинский язык». Ученому из Дагестана — Я. А. Яралиеву удалось через современный родной лезгинский язык дешифровать считавшуюся до сих пор нераскрытой, албанскую письменность. Первая же попытка прочитать фотокопии найденных 50 страниц одной старинной книги, написанной албанской графикой и датируемой VII— VIIIвв., увенчалась полным успехом.
Но ожидаемой в таких случаях сенсации не случилось. Открытие мирового масштаба ведущими учеными, занимающимися проблемами по истории Кавказской Албании в частности и Закавказья вообще, было встречено гробовой тишиной. Причина этого заключалась в том, что данное открытие противоречит установившимся догмам современной историографии, и признание его результатов означало бы пересмотр истории всего Закавказья и Кавказа, по крайней мере, ее главных постулатов.
Рукопись сильно напоминает книгу М. Каланкатуйского «История Албании», хотя его имя не упоминается в книге, но есть упоминание об « очень популярном писателе Шакви», написавшем книгу о великом гирдманском владетеле Джаваншире (АК, 22-33). Видимо, Шиклави и есть настоящее имя автора «Истории Албании», дошедшей до нас как «Моисей (Муса) Каланкатуйский».
Принимая во внимание тот факт, что этот материал представляет огромную научную ценность и для курдской истории, а ее некоторые положения в этом плане даже сенсационны, мы в разделе «Архив» нашего журнала в сокращении публикуем часть этой книги, которую Я. А. Яралиев условно назвал «Албанская книга».
«Албанская книга»
Зул1. (1)2. Бог создал Адама. Десятый потомок Адама был Ной. Третий сын Ноя был Яфиз. У Яфиза было 8 сыновей. Его младший сын – Гемер. У Гемера было 3 сына. Его младший сын – Таргум. У Таргума было 8 сыновей. Его младший сын – Алуп. При разделении владений земли от нижнего до верхнего морей и от нижних до верхних гор были переданы Алупу. У Алупа было 8 сыновей. Его основными племенами были роды: кирк, гарг, мик, уди, лег, хел, лезг, цах, гав, них, кас, кюр, гили, бил, ран, муш, шек, чег, алак, шарв, арц, барз, мух, лек, кел, сул, чур, хеб, цех, хеч, (и) сек.
Зул 2. Когда душу Алупа отобрал бог, его Великое государство (буквально: «дом») распалось на мелкие государства.(2). Ран3 объединил вокруг себя роды влиятельных племен. Он создал мощное царство в междуречье Арц (Аракс) и Кюр (Кура). За ним пошли племена гарг, уд, кюр, (и) арц. Ран назвал свое государство (буквально: «дом») Алупаном (Албанией). Остальные роды и племена также остались под его покровительством (буквально: «остались под его тенью»). У устья реки большого кюрского рода муки организовали царство. Шаки поселились в больших крепостях, сооруженных ими на склонах горы. Цахи организовали свое царство на высоких горах со снежным покровом. Мушки поселились у устья реки Кулан (Самур). Сули и чулы4 поселились на склоне горы Джилга, соорудив там большую крепость с двумя воротами. За этой крепостью закрепилось название «Квевар» («Двойные ворота»)5. Высокогорные места выше этой крепости были заняты племенем кюре. Роды Великого Алупана стали сильнее. Объединив племена хел, лег, гили, лезг, кирк, (3) а также множество других маленких племен, лезги организовали очень мощное царство у реки Кулан. Силой государство Алупан невозможно было одолеть…
Зул 3. Величественное государство быстро распалось. Река Арц6 потекла вспять и соединилась с рекой Кюр. Каналы высохли. Арыки рушились. Посевы, травы под солнцем сгорели дотла. Роды, племена муков7 разошлись во все стороны. Из них часть осела на земли Алупа, другая – лезгов. Известные и важнейшие селения и крепость муков превратились в совиные гнезда. У муков всего было 26 царей. Первым царем из них был Кукран, а послед(4)ним – Микир8. Микир умер в месяце бурем (декабрь) через два месяца после того, как распалось государство персидского царя Дарья в битвах с Великим Филипом Искендаром. В это время Алупан был очень мощным царством.
Зул 4. После Алупанского царя Арана (в Алупании) властвовал еще 21 царь. Во время царства Вачагана9 в Чурское владение Мушкура пожаловал выдающийся Илиш10 (Елисей), прибывший из Ярусалима. Он начал обучать здешние племена Великому учению (христианству). Многие племена отказались от идолопоклонства. В это время царями были: мушаков — Сэна, лацов — Килав, пакуев — Вукал, шаков — Гивир, цахов — Илин, миков — Сам,11 кюреев — Хави.
Зул 5. Слава (известность) (5) алупанского царя распространилась по всему миру. Весь мир завидовал красоте и богатству Кепелского (Кабалинского) властелина. Поэтому римские цари пытались захватить (буквально: «свои руки длинные делали на») Алупан, который был любимцем бога. Огромная армия во главе с известным полководцем Пумпиком12 явилась, пересекла реку Кюр и остановилась на одной большой равнине. С этой стороны там же стала армия, собранная со всех сторон Алупана. Произошла невиданная сильная битва. В одном из сражений утром седьмого дня этой большой битвы брат Алупанского царя Касик13 ударил тяжелым мечом в грудь полководца Пумпи. Выпущенная Пумпи отравленная стрела вонзилась в горло Касика. После этого бой прекратился. Проиграв семидневную битву, римская армия повернула обратно. Алупан(6)ские полководцы погибших в этой большой битве мужей похоронили в шести курганах, а девушек и невест в одном. На курганах, где были похоронены мужчины, в течение трех дней, а на захоронении женщин14 в течение четырех разводили костры.
Зул 6. С севера неспокойные кочевые племена нападали на мушкурское (и) лазское княжества (владения). Мушкурский, лезгинский, пакулский, шакинский, цаханский, муканский, кюринский князья (владетели) собрались в Великую Алупанскую резиденцию (буквально «дом»). Состоялся Консультативный совет в большом городе Чуре. На этом большом совете разгорелся настоящий спор. Некоторые предлагали просить помощи у Иранского царя Сасана15. Другая часть не согласилась с этим предложением. Они предлагали построить на горе Джильга прочную крепость. После долгих обсуждений великий Алупанский царь Аштик остановился на втором предложении. В апреле того же года все владения Великого Алупана начали строить большую крепость на горе Джильга.
Зул 7. Нападавшими на крепость Квевар, находившуюся на холме Джильга, были кочевые кимерики (кимерийцы). Кимерики сожгли Чур (и) разрушили крепость. Голова чурского владетеля, большого ученого Имила, целый месяц осталась висеть на коле у большой дороги. Оттуда эти дикие кочевые кимерики двинулись на Мушкур. После пожарищ в Мушкуре дикие племена, оставляя кровавые следы, как ветер напали на Пакул (Баку). Дикари испугались выступивших из-под земли огней. Они оттуда пошли вниз на юг по берегу моря. Великий Алупанский царь Аштик приказал всем своим владетелям быстрее восстановить села, город (и) крепости, сожженные дикарями. В начале еще крупнее восстановили крепость Квевар на холме Джильга. Сорок дней во всех макилах приносили жертвы богам.
Зул 8. Когда царем Великого Алупана был Кикас, на крепость Квевар напали с севера кочевые так называемые гилан (алан) которые имели на голове одну косу. Царь Какас приказал всем князьям Великого Алупана собрать войска во главе со своими полководцами на сводчатой равнине под крепостью Квевар. Семь дней продолжалась ожесточенная битва. Царь Какас получил тяжелую рану в ноги. Алупанские войска потерпели поражение. Несметные кочевые племена гиланов, сражаясь, ушли в южную сторону.
Зул 9. Этой весной Великий Алупанский царь и богатый иранский царь породнились. Алпан Какас взял в жены дочь иранского царя Папака16. Иранский (царь) Папак привел (и) оставил в крепости Квевар (один) мощный отряд войск. Теперь крепость Квевар стала еще сильнее. В городе Чуре расположился персидский главарь.
Зул 10. На земле Великого Алупана с двух сторон нападали гунны. Те, которые пришли со стороны горы Тарял17, (вражески) встретились с царями Картли. Те, которые пришли со стороны Квевар, захватили алупанские земли. Эти гунны состояли из 10 поганых племен. Эвест, сурмат, укур, сукур, хутур, унгур, кутур, увар, булхар, сабур — гуннские племена. Они едят сырое мяса, а пьют теплую кровь. У них нет ни крепостей, ни сел. Они не проводят 10 ночей на одном месте. Они не боятся смерти. У них самое ценное богатство (животные) — овцы. На земле, куда наступает нога гуннов, трава не растет в течение пяти лет. Алупанское царство со своими владениями находилось в течение трех лет под властью гуннов. Иран, Армения и Картли (также) остались под их властью.
Зул 11. Когда Алупанским царем был Басла, в отношениях Ирана и Рима было спокойно. Иранский царь Шабур18 посадил своего зятя Баслу на алупанский трон. Шабур выставил большое войско на Квевар. Он также построил длинную (одну) стену в долине реки Ггил (Гилгил) от горы до моря. Крепость Гай на берегу холодной реки царь Шабур превратил в город (и) дал свое имя. В том же году царь Басла погиб, упав с лошади. Его сын Фарим вступил на трон. Через год этот слабый (хилый) юноша умер. На его место вступил мушкурский владетель Санас. В это время иранским царем был Яздагир19. Персидский царь Бахрам20 был очень жестоким. Он приказал разрушить армянские (и) картлинские видные христианские церкви (и) на их месте оставить (соорудить) памятники зурастанским огням. В это время в (11) Пакулский (Бакинский) и мушкурские макилы были переселены 60 тысяч семей персов-татов, (а) местное население было изгнано в горы (и предгорья).
Зул 12. Иранский гнет стал усиливаться. Жестокость сжигала сердца. Справедливость поднялась в небеса. Двадцать первый мушкурский царь Карнан, восемнадцатый царь лазгов Аравил, двадцатый пакуланский царь Машлил, двенадцатый шакский (шекинский) царь Барил, двадцатый цахурский царь Турал, девятый кюринский Ирик собрались у Алупанского царя Аркила в великолепном городе Чуре. Оттуда они вместе со своими войсками пошли на Квевар. Иранский наместник, находившийся в Квевар, убежал. Алупанский царь Аракил отослал (12) свою жену в дом иранского шаха Бахрама. После этого алупанские (и) Иранские отношения стали слишком холодные.
Зул 13. Великий Алупан постепенно становился маленьким. Он потерял магинское, микинское, утикское владения. Он на некоторое время удержал (у себя) Арцах. Через год Алупанский царь Арахил умер. Святой (и) славный Ваче21 стал Алупанским царем. Он был выдающимся человеком с большим авторитетом. Он собрал (у себя) всех владетелей Алупана. В это время в Иране царствовал Йиздигар22. Этот Йиздигар направил войска на знаменитого Ваче. Тридцать храбрых племен Великого Алупана поднялись на ноги. Совер(13)шилась ожесточенная битва, которую до сего времени никто не видал. Помимо того встал на ноги армянин Вартан. В июне мушкурский владетель попал в плен. В июле (и) августе войска шакских и цахских владетелей распались. В сентябре, октябре (и) ноябре армянин Вартан собрал свои обессиленные войска и вывел их в горы. В (выпадавшие первые снега) декабре Ваче вывел оставшиеся войска в Кепелскую, Гумскую и Цахскую крепости. Йиздегар начал уничтожать алупанские села. Терявшие войска владетели впали в отчаяние. В декабре, январе и феврале выпало много снега. Повсеместно дороги, канавы обледенели. Весь народ обрекся на страдания и муки.
Зул 14. После смерти Йиздегара, который царствовал двадцать лет, на его место вступил очень молодой Гурмуз23. В том же году его отравили. На его место вступил Фаруз24. Этот царь велел построить на Ургуне, Гильганде (и) Квевар большие крепости (и) высокие стены. Эти тяжелые работы, длившиеся пятнадцать лет, сильно утомили алупанское население (тружеников). А в это время с севера начали вредить поганые хузские (хазарские) племена. Постепенно терявшие силы владыки (цари-князи) Алупана начали препираться между собой. В такой обстановке (буквально: «увидев дело так») иранский царь отрезал южную часть Алупана по р. Кюр (и) превратил ее в новую (свою) провинцию (макил). Управляющим в этом макиле назначил своего сына (15) Балаша. Великий Алупан опустился еще ниже. Опустились (также) головы стонавшихся под гнетом владетелей Алупана.
Зул 15. Выдающийся Ваче с помощью Бога твердо стоял на своей вере. Царь Фаруз послал ему весть (письмо). «Моя сестра — твоя мать. Ее отпусти. Моя племянница — твоя жена. Ее отпусти. Я не согласен (не в восторге от этого), чтобы они стали рабами Христа. В противном случае я переверну Алупан». Ваче, который любил свою веру, отчество, землю, отказался от всего25. Ваче отказался и от царства (и) вернулся в село своих родителей далеко в Кавказские горы. Он (оттуда) не выходил никуда до смерти. Ослабленное (и обессиленное) царство Алупана принял цахурский владетель смелый полководец (16) Вачаган. Через три года иранский царь Фаруз умер. Его место занял Балаш26.
Зул 16. До этого выдающегося царя Вачагана у Великого Алупана было 10 царей: Храбрый Вачаган, святой Ваче, другой Урнайр, Саген, Михраван и Басла, Сату и Фарим, Асай, Арахил и Весеген, ученый Ваче. До них Великий Алупан имел еще 6 царей: Аран, Патика, Вачи, Арахи, Шири, Галав. Кроме этих главных царей в Великом Алупане каждый макил имел своего царя. В благодатном Мушкуре последовали цари-князья: Били, Акили, Кукам, Шили, Шилар, Санум, Селасен, Силак, Билиз, Кир, Кум, Кумар, Санасал, выдающийся Вили, Гиби. В лазском макиле последовали цари – владетели: Шумал, Сула, Малап, Бура,(17) Гигам, Гила, Акилав, Чуру, Чувук, Цайбул, Алуп, Кафал, выдающийся Аравил, Вилик, Чиги, Арбил, Элес. В пакулском макиле Кал, Пакат, Бак, Кар, Цаяк, Хака, Пакан, Пупи, Паклир,Калсиби, Сал, Пакхалан, Шулу, Машлил, Калил, Зили, Пакиудун, Пакмашан. В большом шаканском макиле Шибил, гениальный Гилиб, Сурна, гениальный Кири, Гибед, Гире, Харал, Чиге, Булуш, Бахри, Бихил, храбрый Нилим, Каман, Лацак, Асиб были авторитетные цари. В храбром цахурском макиле были оставившие в истории свои имена цари-князья: Урун, Барбил, Кибилиб, Кави, Вилик, Сири, Илан, Цайлаб, Цайлак, Харха, Харли, Хувавили (18) Цайвили, Турал, Сират, Пуру, Кав, Кавараг. У микрамов всего было 13 царей. Самый последний царь был Сали. Его макил попал в руки Йиздагира. Владетели кюрельского макила следующие: Сивли, Кирки, Хеби, Сиэн, Кеке, Кирди, Силан, Халар, Курум, Ирал, Курал, Курак, Бара, Алаш. Богом благословленный и освещенный солнцем Христа мудрый царь Вачаган пригласил к себе царей из всех макилов Алупана на Консультативный совет. На этом Совете были приняты очень важные решения. Были рассмотрены вопросы относительно религии. Были установлены новые правила. Через два года прервалась (19) жизнь ученого царя Вачагана. Его дух вернулся в Божий дом.
Зул 17. В то время, когда Иранским царем был Йездегир, армянским царем был Варам Шапух27, Великим Алупанским царем был Эсваген, святой Месруп создал хороший алфавит, состоящий из 37 букв и соответствующий языкам 24 племен, проживающих в семи макилах Великого Алупана. Начиная с этого времени все усердно читали и писали. Душа выдающегося ученого Месрупа находится у Бога. Помолитесь за выдающегося мужа. В эти времена с севера на Квевар начали оказывать давление хазары и сивиры. Из-за частых столкновений выдающийся каталикос Абас28 с согласия Великого Алупана перенес религиозный (католический) трон из Чура, находивше(20)гося вблизи (крепости) Квевар, в город Партав29. Жестокие хазары разрушили все селения и города в макилах от крепости Квевар до реки Кулан. Были разрушены все церкви (храмы). Были сожжены книги по религии и науке. Таких пожарищ никто не видывал. Пусть великий бог сожжет их в огнях ада.
Зул 18. Иранский шах Губад30 не смог удержаться перед натиском поганых кочевых сивирских племен, потоком обрушившихся на сторону Квевар. Эти сивиры разграбили все макилы до Великой реки Кюр. После смерти царя Губада на его место вступил Хосров Инишиван31. На десятом году царства он с большим войском разгромил все поганые хазарские племена. После (21) того как царь Хосров отвоевал весь Великий Алупан, (он) построил во всех владениях от Квевар до Великой реки Кюр новые сооружения. В макил племени тапас (тапасаран), расположенный южнее Квевар, были переселены 10 тысяч семей из Ирана. (Поэтому) царя прозвали «Хиджран шах» («царь-разлука»). По обеим сторонам реки Кулан, начиная от моря до территории картлинского царя расположился лазган шах. В южной части реки Кулан разместились: филан шах, шарван шах, лагизан шах, цахур шах, шакан шах, гардан шах. Они начали выплачивать тяжелую дань Иранскому царю Хисраву. Единство внутри Великого Алупана начало разрушаться.
Зул 19. В это время возобновилась война между иранским царем Хисравом и римским царем Ираклием.
А с этой стороны, как огонь, появились еще хазары. В такой суматохе выдающийся алупанский католикос, очень известный Виру созвал к себе царей всех макилов. После совместной консультации Виру решил (начал) бить ираншаха Хусрава с тыла. Хисрав отправил на Алупан мощные войска. После полутарагодовых сильных боев алупанское войско потерпело поражение. Много смелых пали на этой войне. Выдающийся ученый Виру попал в плен к Хисраву.(23) Одна из жен Хисрава — Ширин была дочерью утикца. Она защитила выдающегося Виру. Этот авторитетный муж освободился после убийства царя Хисрава своим же сыном Кубатом. После возвращения он активно боролся за изгнание жестоких хазар с территории Алупана. Пусть бог унесет его душу к себе в небеса. Аминь.
Зул 20. Когда сильный иранский царь Хисрав решил отомстить за своего отца Гурмуза32, Микран33, спасаясь, убежал в Алупан вместе со своими 200 тысячами мужей курдских племен. (Тот) Микран беспощадно убил всех утикских владетелей. Он захватил гирдманский макал. Все (24) (здешние) племена: утикское, липийское, захийкое были изгнаны в северные скалы, горы и предгорья. Он подстроил там никому не посильный большой город Кел. Он захватил места (внизу) на южной стороне Кюра. После Михрана гирдиманскими царями были Армайил, Варда, Вардан, Варкил. После Варкила гирдиманским царем стал его сын Вараз. При крещении выдающийся гений каталикос Виру дал ему имя «Гиргур». Этот Вараз Гиргур захватил все северные алупанские макилы.
Зул 21. Вараз-Григорь предоставил своему сыну Жуванширу34 (Жаванширу) возможность распорядиться (буквально: «Выдвинул в переднюю»). Это было время (25) когда на юге агарские арабы поднялись на ноги. Вараз-Григорь назначил Жуваншира полководцем всех войск. Жуваншир во главе большого кавалерийского войска прибыл к иранскому царю Йиздагиру35. Оттуда они направились на агарских арабов. Храбрый молодой полководец Жуваншир 7 лет оставался там в ожесточенных битвах. Известность его имени распространилась всюду. После возвращения из семилетних сражений он решил освободить Алупан от иранского подчинения. Тогда он снова заключил договор с Римом. С этой стороны, увидев нападение агарских арабов, Жуваншир вел на них свое войско. Эта битва продолжалась долго.
Вождь куришского (26) племени арабов Мухамад стал пророком. Он сказал, что Бог послал его на землю. Он начал распространять свою веру на север, юг, запад (и) восток. После смерти Мухамада36 на его место стали: (его) друг Абубакир, потом Умер, а потом Осман. Этот Осман, (окончательно) разрушив Иран, направил свои войска на Алупан. Храбрый Жуваншир вышел ему навстречу. Эти сражения также длились очень долго. Наконец, враги отравили Жуваншира. На этом Великий Алупан распался на мелкие владения. От известных муков, утиков, пакутов, маскутов не осталось никакого следа. В этих макилах скопились персы и арабы. Во всех этих макилах, городах крепостях (27) стояли Арабские войска. Народ опять попал под гнет. Шаканский царь Цюлер, кепелский цахурский владетель Икирна, лазикский кюринский владетель Арбил не подчинялись прибывающим с севера хазарам и туркам.
Зул 22. Теперь начались долгие сражения между арабами и хазарами. Эти войны продолжались свыше 30 лет. Город (и) крепость арабские эмиры называли «Баб ал баб», макилы мук, уди, арцах и кирдман вместе — арраном37, пакул, шабран – шарваном. В этих макилах арабы назначили эмиров из тех полководцев, которые были родственниками халифов. Шакан, цахур, паку (и) кюре остались (28) в отдельности. Владетели этих макилов спрятали в высоких горных ущельях ценные книги по религии, а также алфавит в домах. С этого времени удины, цахури, киташи (и) курки составляли для себя новые алфавиты на основе букв, созданных в прежние времена выдающимся гением Мисрупом. Их ученые мужи начали писать все полезные им книги этими буквами. На это очень рассердился находившийся в городе Дувин38 католикос Мовсес. Несмотря на это, никто его не послушался. В таком случае он собрал все ценные книги из церквей и унес. Возросла неграмотность. Эти владыки поклялись на Коране. (29) … Один год состоит из 360 дней. Один год состоит из 12 месяцев. Один месяц – 30 дней.(30) … Что касается названия месяцев, то они разные в каждом макиле. В книгах гениальных мужей показано так: начало — сул месяц (март). В этом месяце проводят праздник «йар» (Новый год)39. … Теперь в большинстве мест стоит войско черных арабов. Они, разрушая существующие там церкви, строят себе мечети. (31) …Книги писателей из всех домов были убраны. Теперь и в церквях таких книг мало находят. Остальные писатели и ученые рассеялись в разные стороны. Везде с тоскою рассеянные писатели и ученые следующие.
1. Джамаг. Этот гениальный писатель — из рода выдающегося Алупа. Он написал большую книгу о судьбе выдающегося Виру и о чистой любви царя Хисрава и красавицы Ширин…(32) 2. Ушал. Этот выдающийся муж — из рода удув удикского племени, бежавший в сторону Шакан. (Он) автор, создавший большое произведение двух строчных лирических стихов…
3. Чурай. Этот муж — из рода кирков. Его называют Чурай – партавцем. Его книга о Великом Алупанском царе Урнайре известна везде. Он же строитель, который построил известную крепость Чи рак («Наше Солнце»)40 на скалах горы Паб (Женщина)…
4. Баху, Хабав, Кисил, Мусу — цахурцы. Нет никого, который не знал бы этих писателей-ученых. В их книгах младшим дается воспитание.
5. Известные мастера Гурам, Пураси, Карик — гумцы. Писатель Барам тоже оттуда.
6. Кирил, Арив, Санир, Бече — чуруйцы. Их книги известны даже в Партаве (Барде).
7. В Лазике известны имена писателей Мирэ, Хабала, Пакида, Мушака. (33). Очень популярный писатель – Шакви41. Его книга о великом гирдманском владетеле Жуваншире известна всем.
8. У выдающихся католикосов42 Ухтанеса, Нерсе (Нерсес), Анасияда (Анастаса), Увсета (Йовсеп), Укруна имеются очень ценные книги о небесах, земле, птицах (?)…
9. Мушкурец Кирил, кюринец Шарлан, гилец Илебис, шумагец (шемахинец) Мифлил — известные мужи в деле проведения дорог и канав в горах, постройки домов и крепостей. Главная Шумахская крепость города Шумах, крепость Кели для шакского владетеля, крепости Кепел и Гум были построены этими мужами…
(34). 10. Чекец Салал, цахурец Сивир, шумахец Харбал были всем известные авторитетные учителя. Приведенные в их книгах поучения знают многие. Книги о жизни выдающегося ученого католикоса Йсайи Евангелия и божьего сына Христа имеются во всех церквях.
11. Имена полководцев Бакура, Шагбила, чуруйца Сакрада, которые во главе смелых воинов разгромили поганых врагов, тоже известны…
12. Имена украсивших наши свадьбы и праздники музыкантов Халмы, из Квевар, Авеса Каку из Партавы, Хулбела из Гума, Кимбала из Цехюля знают все…
Примечания составил Лятиф Маммад
Журнал «Дружба» (Достани)Москва №№ 18-19 август 2002
Автор перевода считает целесообразным сохранить в русском варианте слово «зул» без перевода и не без основания предполагает, что первоначальный вариант текста книги был написан на коже в виде отдельных полосок, которые «на лезгинском» (на самом деле в курдском зол – тесьма из кожи, кожаный шнур, полоска кожи; Курдско-русский словарь (сорани). Москва, 1983 г. С. 351) языке называются «зул». Следовательно, зул соответствует «странице». Однако эти страницы не соответствуют страницам последнего, вероятно, неоднократно переписанного варианта албанской книги.
2 Цифрами обозначены условные страницы Албанской книги.
3 Аран, мифический прародитель албан. Согласно традиции, в княжествах Ути, Гардман (Кирдман), Тсовд (Цо(а)вде, Цодек) и Гарагар жили народы — потомки Арана. Согласно древнему преданию, Аран был братом пророка Ибрагима (Авраама) и умер в Халдее в г. Ур, оставив после себя сына Лота и дочери Сарру, на которой и женился впоследствии пророк Ибрагим (Иосиф Флафий. Иудейские древности, I,6). Пророк Ибрагим был из Харрана (г. Урфы), расположенный ныне в Северном Курдистане. Город Ур, название которой переводят как «Огонь» (Иудейские древности, I,6, стр.79) — с курдского «ar
» (огонь), с древнейших времен был заселен кутиями.
4 Курдские племена. Об этом подробно см. журнал «Дружба». 2001. № 12. Стр. 35-36.
5 Наличие таких антропонимов, как Кава (легендарный кузнец в курдской мифологии в связи с праздником Навроз, курдские собственные мужские имена), топонимов Кава, Кавазан (Познающий Кава), Кавазин (Возвеличенный Кавой) в Северном Азербайджане, Кавар (прежнее название Ново-Баязетского уезда в Армении), названия деревень Кававар и Кавар в Восточной (Иранской) части Курдистана, этнонима рода каваре-саркухи в конфедерации лур и каван в племени зенгене, названия других курдских племен — кавади, кавалиси, кави, кавилай и др. указывает на курдский характер названия крепости Кававар и означает «Стан Кавы». О значении слова «кава» также подробно см. журнал «Дружба». 2002. №14-15. Стр. 82.
6Арц — река Аракс.
7 Муки — это племя сохранило свой этноним в названии курдского племени мух-нахран (Ш. Х. Бидлиси, 78).
8Микир, дом Микра (Михрана) — «Махкер-тун» в древнеармянских источниках (Фафстос Бузанд. История Армении, IV,L
).
9Храбрый Вачаган I, основатель албанско-аршакидской династии. Время его царствования — начало второй половины I
века н.э.
10Елисей проповедал в II—III
вв. н.э.
11 Сам — один из семи мифических прародителей курдов: Ростам, сын Зала, Зал, сын Дала, Дал, сын Кама, Кам, сын Сама, Сам, сын Наримана, Нариман, сын Карамана (Курдские сказы эпоса «Ростаме Зал», Ереван, 1977, стр. 8).
12Помпей нападал на Албанию в 65 г. до н.э.
13 Касик (Козис), брат албанского царя, который руководил сражением. Это имя сопоставимо с курдским мужским именем Казо.
14 Вместе с мужчинами в сражении принимали участие и женщины. Обряд сжигания костров на могилах указывает на то, что жители Албании в первом веке н.э. все еще были приверженцами зороастризма.
15Сасан Ардашир I
, основатель династии Сасанидов (224-631 гг.н.э.), которая считала себя хранительницей священного огня и происходила из Парфии (Хорасана).
16 Папак — сын Сасана, в 208 г. н.э. стал правителем одного из княжеств в области Парса.
17 Горы Тарял — Дарьяльское ущелье. Топоним образован от ирано-курдского der – ворота, двери и этнонима предков современных осетин — alan.
18 Шапур I (242—272).
19 Яздагир, Е(Й)ездигерд I (399—429).
20 Бахрам Гур (421–438).
21 Ваче II (святой епископ). Царствовал с 444 по 463 гг.
22 Е(Й)ездигерд II (439—457).
23 Гурмус II (457—459).
24 Фируз (459—484).
25 В 461 г. Албания вошла в состав Персии в качестве отдельного марзпанства. Ваче II в 463 г. добровольно отказался от власти, и государством стали управлять ставленники-марзбаны, назначаемые Сасанидскими царями.
26 Валаш (484—488).
27 Варам-Шапух, Аршакид, царствовал в Армении в 388-414 гг.
28 Католикос Аб(б)ас, родом из Арранской области, был на католикосском троне 44 года.
29 Это случилось в 552 г., когда патриарх из Чолы переехал в Партав — современный город Барда в Северном Азербайджане. Основан Аршакидами.
30 Кавад (488—531), сын Валаша.
31Хосров I
Ануширван (531—579), герой поэмы «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви.
32Гурмус III
(579—590).
33 Микран, один из представителей «Дома Михранидов», основатель курдского государства Михранидов в Албании.
34Джафаншер — выдающийся Албанский царь (636—680) из династии Михранидов. В первые десятилетия VII
в. руководил отрядом албанцев, участвовавших в борьбе сасанидской армии против арабских завоевателей. В период своего княжества, организовав политический союз албанских, армянских и грузинских феодальных владетелей, при поддержке которого, а также с помощью Византии, отстоял самостоятельность Кирдмана (Гардмана) от посягательств сасанидской знати и арабских халифов. Джафаншер активно и успешно защищал Закавказье от наступавших с севера хазаро-тюркских племен. Был предательски убит в Партаве своими соперниками во главе с Барзо.
35Е(Й)ездагерд III
(632—651).
36 Пророк Мухаммед скончался 6 июня 632 г.
37 Арабы, с учетом этнического признака, на областях «мук, уди, кирдман и арцах» образовали административный округ «Арран».
38 Двин — небольшое селение, расположен в Араратской долине в Республике Армения у берега реки Аракс. Топоним Двин образован от ирано-курдского слова «диван» и означает «высокое место», «первопрестольный», «резиденция правительства». Был столицей Багратидов и Шеддадидов.
39 Новый Год («Навроз»), проводится по солнечному календарю, первым месяцем которого и является месяц март.
40Чи рак — от курдских слов зira— светильник, лампа, фонарь, зirax— пылкий, горячий, зiraxan— иллюминация (Курдско-русский словарь (сорани), М., 1983. Стр. 189); и персидского слова зiragban — во время празднества украшение домов светильниками, яркий свет (Словарь арабских и персидских слов (для чтения классической азербайджанской литературы) (на азербайджанском языке). Баку, 1984. Стр. 746. В корне этого слова курдское слово ro
— солнце, свет, день.
41 Шакви, видимо и есть настоящий автор книги «История Албании», авторство которой приписывают к Моисею Каланкатуйскому.
42 На католикосском троне были: Ухтанес в 668-679 гг., Нерсес в 668-704 гг., Анастас (Анания) в 743-764 гг., Йовсеп (Увсет) в 747-764 гг., Укрун (Агарон) в 779-780 гг.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.