Многие ученые, этнографы, исследователи, историки, говоря о курдах, отмечают, что у них среди народов Ближнего Востока самый богатый и разнообразный фольклор. В то же время многие образцы письменной литературы, несмотря на очевидность их принадлежности к культурному наследию курдского народа, не признается за ними. Большинство шедевров курдской письменной литературы были уничтожены, часть переписаны, некоторые утаены в тайниках. А те уцелевшие немногочисленные образцы курдской литературы признают за соседними народами. Среди них и «Кабус-намэ» («Зерцало царей») – собрания нравоучительных притч, автором которой Унсур аль Маали (Кай-Кавкус) ибн Искандар ибн Кабус ибн Вушмгир ибн Зияр, потомственный правитель из династии Зияридов (928/931-1077, в некоторых источниках 927-1090).
Общеизвестно, что непрерывные войны с Римом и междоусобная борьба стало той основной причиной, которая и привела к гибели империи Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам при Кадиссии в 637. Но, с гибелью в Хорасане в 651 Йездегерда III, последнего из Сасанидов, борьба против арабов не прекращалось. Антиарабские восстания охватили территории всей исторической Мидии. По данным армянского историка VII века Себеоса (23-III, XXXV). арабы обложили мидийцев непосильной данью – «на каждого с них брали по 365 мешков драхм; а кто не мог заплатить, то за каждую драхму брали по человеку. Таким образом они истребили князей и всадников страны». Далее, касаясь событий 646-647 гг., историк сообщает, что «мидяне, взвесив свое состояние, решили, что смерть почти лучше жизни; они желали приобрести одно из двух: или умереть, или избавиться от мучительного рабства. Для этой цели оставшиеся князья стали собирать войско и устраивать полки… Когда полчища исмаилского (арабского – Л.М.) войска заметили, что им не удастся дело в укрепленных горах мидийских, … что они лишились многих воинов, низвергнутых с крепостей в пропасть, что многие погибли … от стрел храбрых и мужественных воинов, то они выступили из тех стран и устремились на север против народа, жившего у Каспийских ворот».
Многие курдские племена, не пожелавшие арабского владычества, под натиском врага, отходили и укрывались в недоступных горах и ущельях. Одной из таких естественных укрепленных мест и были прибрежные области Южного Каспия, Гилян и Табаристан, а также холмистые внутренние районы, защищенные могучими хребтами Эльбурса, всегда служившими надежным убежищем. Одной из мощных племенных объединений курдов, не пожелавших покориться, были и даилам (дейлемиты). Племя даилам обладала значительной военной силой. Именно племя даилам поддержала антиарабское курдское восстание (ок. 816-837) под руководстовм Папака (Бабек, ок. 798-838), продолжавшееся 25 лет и носившее антиисламский характер. Эта же племя поддержала и другие антиарабские выступления. Яростное сопротивление арабам заставило их искать иные пути строительство отношений с непокорными курдскими племенами. Арабы за умеренную дань или при условии участия в арабских завоевательных походах вынуждены были допустить внутреннее самоуправление многим древним курдским династиям в качестве вассалов или наместников, большинства которых родственными корнями восходили к Сасанидам. После подавления этого восстания, в первой половине IX в. племя даилам, как и большинства других курдских племен, коснулась поверхностная исламизация: в большей степени причиной стало желание племенной верхушки избежать джазие — плату с иноверцев-немусульман. Несмотря на это, многие курдские племена не смирились навязанной им чужой верой и колониальной арабским управлением. Между 890-928 гг. часть Восточной (Иранской части) Курдистана перешла под господство Мисафира — выходца из курдского племени даилам, который одновременно правил и курдским племенем раввадидов.
Мердавич, сын Зияра из курдского племени даилам, между 928-931 гг. завладев южными берегами Каспийского моря — Табаристаном (ныне Мазандаран) и Гюрджаном (Гурганом) в 930-м он объявил об образовании от Халифата Аббасидов (750-1258) независимого государства. Он сумел установить свою власть на большей части Северного Ирана. Границы этого курдского государства охватывала на востоке Исфаган, на западе Верхнюю Месопотамию (Джезире) и Ирак, на севере доходило до предгорья Кавказа. Зияриды не были ревностными последователями ислама. В пользу этого служить и тот факт, что при изменении политической конъюнктуры и в интересах государства они от шиизма перешли к суннитскому толку. В 935 году Мардавидж был убит, и его недолговечная империя распалась, Его брат Вушмагир удержался в прикаспийских областях, признав себя данником другой курдской династии — Саманидов.
Появление сельджуков в Гургане в 1041 году вынудило Кай-Кауса бежать в Газну, где в течение 8 лет он был надимам («приближенный») при дворе своего родственника — султана Маудида, а затем жил при дворе Шаддадидов, также родственной им другой курдской династии. О судьбе его сына, Гилан-шахе, ничего определенного неизвестно. Кай-Каус и есть автор «Кабус-намэ» («Зерцало царей»)
Династия Зияридов (8 правителей) правила в течение 141 лет и прославились как покровители литературы и искусства. В лице Кабуса ибн Вушмагира Зийариды выдвинули правителя, обладавшего незаурядными литературными способностями. Надгробный памятник Кабусу ибн Вашмгиру, выполненный в виде 49-метровой кирпичной колонны, возведен в 1007 и до сих пор сохранился на юго-восточном побережье Каспийского моря.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.