Автор репортажа намеренно решил не говорить ни слова о раздирающей Ирак гражданской войне — об этом как-нибудь в другой раз.
А сегодня — о том, что в этой стране живут тысячи людей, с уважением относящихся к России и даже считающих ее второй родиной.
Всепобеждающая сила красоты
Наверное, последнее, что можно ожидать увидеть в Ираке, — так это салон красоты. Тем не менее только в одном небольшом городе Дохук на севере страны их шесть — причем пять открылись буквально за последний год, когда стало ясно, что красота — это хороший бизнес.
Но первой была наша соотечественница Надежда Абдель-Рахим, в ноябре ее салону «Назе» исполнилось два года, и он по-прежнему лучший. И не только в городе.
— Посетители у нас появились сразу, — рассказывает Надя. — Уже очень скоро к нам стали приезжать из соседних городов, из Мосула, из Багдада. В столице многие салоны закрылись из-за того, что террористы требовали с владельцев денег, и их клиенты стали нашими. К тому же и качество обслуживания у нас на высоте, и оснащены мы не хуже, чем европейские салоны.
Клиенты появляются с самого утра. Вот к дверям подкатывает джип, из которого выходят две женщины, с ног до головы закутанные в черное. Они быстро заходят внутрь и занимают места в холле, где будут ждать своей очереди. От камеры женщины упорно отворачиваются. Настаивать нет смысла: сфотографировать местную жительницу проблематично даже на улице, чего уж говорить о салоне красоты, заведении почти интимном!
Мы долго допытывались у Нади об особенностях бизнеса, связанных с религиозным фактором. Ирак страна мусульманская — как мужчины относятся, что их жены ходят в салон?
— А мужчины тоже хотят быть красивыми! Их, между прочим, приходит сюда не меньше женщин, сидят в холле в одной очереди — и ничего. В первые дни, правда, немного стеснялись, но это быстро прошло. Вот вам и вся специфика. Хотя нет, есть еще момент: наши клиенты любят поторговаться. Можете представить себе такое в Москве?
— И вы торгуетесь?
— А как же, Восток — дело тонкое! Только смотря с кем. Если, например, чувствую, что клиент потом приведет остальных членов семьи, то могу сделать скидку и даже обслужить в долг.
— Где берете оборудование и препараты?
— Сама езжу за ними в Москву или заказываю по каталогу в Германии. Мы работаем только с профессиональными материалами.
— Часто в Москве бываете?
— Примерно раз в полгода. Люблю этот город, но и у нас не хуже. Снега зимой бывает не меньше. А какая природа в горах!
О Достоевском — по-курдски
В салоне «Назе» работают пять человек, это четыре медсестры (одна из них тоже русская), а также врач-дерматолог Фейсал, получивший образование в России. В Москве у него семья и работа, но он заключил контракт на два года и приехал в Ирак.
В квартире доктора Фейсала собрались несколько человек, врачи и преподаватели — все учились в Советском Союзе. Зажгли керосиновую печку (в последнее время в Дохуке серьезные проблемы с подачей электричества, а зимой в этих местах довольно холодно) и сели пить чай. Говорили по-русски. О России, где они когда-то жили, и об Ираке, где живут сейчас.
Баве Назе Абдель-Рахим — преподаватель теории литературы в университете Дохука, человек очень уважаемый в Иракском Курдистане. В свое время он окончил Московский университет и аспирантуру при МГУ. Одна из его дочерей живет в Москве, и сам профессор тоже гражданин РФ.
— Я был на праздничном приеме в честь открытия генконсульства и поразился тому, как нас, россиян, оказывается, много в Курдистане. Прозвучала даже цифра — около
3 тыс. человек. Говорят, что изучается вопрос открытия прямого рейса Аэрофлота Москва-Эрбиль. Уверен, самолеты не будут летать пустыми. Сейчас добираемся через Дамаск, большой крюк.
Абди — тоже филолог и переводчик с русского. В России не был около 20 лет. Когда он спросил о Москве, и я начал было рассказывать о новых станциях метро, третьем кольце, роскошных торговых центрах и ценах на недвижимость, Абди нетерпеливо перебил:
— А книжные магазины? Я слышал, что сейчас у вас можно найти любую книгу! Когда я учился, книги в Москве были дефицитом, но зато сейчас у вас издают все. Вам случайно не встречалось полное собрание Бахтина?
Он назвал следом несколько совершенно неизвестных мне имен, но, очевидно, поняв все по моему лицу, сказал:
— Знаете, о чем я мечтаю? Приехать в Москву хотя бы на неделю и каждый день с утра до вечера ходить по книжным магазинам!
Абди переводит на арабский и курдский языки не только работы Бахтина о творчестве Достоевского, но и других русских исследователей литературы. Оказывается, такие переводы очень востребованы и этими книгами реально интересуются — еще одно иракское откровение.
Там, где нет дьявола
В своем «Путешествии в Арзрум» Пушкин описывает встречу с езидским шейхом, у которого он спросил: правду ли говорят, что его народ поклоняется д…у?
Очевидно, Александр Сергеевич озвучил распространенное заблуждение в отношении представителей этой древней религии, о чем и сказал ему шейх. Езиды верят в единого Бога, который в числе всего сущего создал семь ангелов-божеств, куда входит и Тавуси-Малек, изображаемый обычно в виде павлина. Его отождествляют с падшим ангелом, отсюда и заблуждение насчет поклонения с…е.
На самом же деле, езиды верят, что в конце времен Бог помирится с Тавуси-Малеком, а потому их вера запрещает не только ругать д…а, но и просто поминать его даже словом. Езиды жалеют падшего ангела — так объяснил старик курд в окрестностях города Мосул.
Езидов насчитывается в мире порядка двух с половиной миллионов, а их главная святыня находится на севере Ирака, в сорока километрах от Мосула. Это — Лалеш, храмовый комплекс, где находится могила шейха Ади, обожествленного святого.
Лалеш для езида — это как Мекка для мусульманина и Иерусалим для христианина и иудея. Комплекс зажат между живописных гор, а подъезд сюда охраняет пешмерга — так называются курдские вооруженные формирования.
Попасть внутрь нельзя не только на машине, но даже и в обуви. Полтора часа, проведенных в Лалеше, мы проходили босиком — по каменным плитам, которыми выложена вся территория комплекса и при температуре минус три. Однако малодушные мысли о пиелонефрите с простатитом, поначалу мешавшие думать о вечном, скоро куда-то исчезли. Наверное, потому, что было очень интересно.
Пир Саид, местный священнослужитель, пригласил внутрь храма, не очень большого каменного строения с двумя строгими куполами конической формы. Ограничений никаких, нельзя только наступать ногами на порог — только перешагивать. Внутри каждую ночь зажигают светильники с маслом, от чего стены покрыты копотью. С семи (в честь каждого из ангелов-божеств) колонн свисают полотна разноцветной ткани. Человек завязывает на ткани узелок и шепотом общается с ангелами и Богом — вот и весь ритуал.
Религия езидов столь проста, сколь и малоизученна. Пир Саид объяснил, что книг у них нет, есть только устные предания. Еще он сказал, что езиды не делают различий между представителями различных конфессий и что Бог един для всех.
Священник расспрашивал о российских езидах, он рассказал, что некоторые из них совершают паломничество в Лалеш. Кстати, езидов в Ираке около 500 тыс., примерно столько же в России курдов, большинство из которых также исповедуют езидизм.
И это тоже связывает нашу страну с Ираком, страну, как выясняется, не такую уж далекую.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.