Вадим Макаренко, независимый военный аналитик 24 февраля 2008 Турция признала Косово и практически одновременно начала военную кампанию против (иракского) Курдистна. Может показаться, что Анкара действует противоречиво: признает самопровозглашенную независимость, с одной стороны, и принимает все меры, что Курдистан не получил независимость, что вполне может произойти с согласия Багдада в случае развода курдов, шиитов и суннитов в Ираке, с другой.
Ничего подобного. Это противоречит одно другому, если считать, что в случае Косово Анкара приветствует абстрактную независимость албанцев, но это не так: Турция поддерживает территорию, где возобладали, если не турецкие ценности, то в любом случае, территорию, которую удалось оторвать от Сербии и сделать ближе к Турции. В Анкаре преследуют цели максимального восстановления прежней османской славы: отсюда давление по всем азимутам.
Распад Югославии и расчленение сербской нации потенциально усилили Турцию на Балканах, но здесь возможности Турции ограничены Европой, поэтому в Анкаре считают, что вполне возможный распад Ирака должен пройти по совершенно другому сценарию. Турция рассчитывает уже на собственный бенифис в Ираке. Этот сценарий предполагает присоединение территориии, оторванной от Турции великими державами после первой мировой войны: по турецким представлениям, должна быть восстановлена историческая справедливость, попранная империалистами. В чем-то Турция рассчитывает повторить недавний опыт воссоединившейся Германии или советский опыт воссоединения с Западной Украиной и Белоруссией накануне второй мировой войны.
Конечно, это будет непросто. Разрыв между войной в Заливе 1991 года и окончательным разгромом режима Саддама Хусейна в 2003 году создал паузу, во время которой обрело второе дыхание курдское национальное сопротивление, казалось бы, полностью уничтоженное Саддамом приполном безучастии международного сообщества, которое совершенно безучастно смотрело на действия Саддама как из Вашингтона, так и из Москвы, тогдашних лидеров мира в остальных случаях конкурировавших между собой за мылые крохи территории. Сегодня курды относительно сильны, как никогда и впервые за многие века их борьба опирается на собственную государственность, хотя и в форме автономии, что существенно снижает возможности курдов обратиться к международной поддержке своей государственности. Но не стоит преувеличивать достигнутое. Слишком сильно Курдистан зависит от внешних факторов, с которыми он сам справиться не может. Курдам приходится лишь мечтать обрести международный статус, поскольку без гарантий мирового сообщества им не справиться с потенциальным противником, каким является Турция. Международные гарантии – это хоть какая-то гарантия безопасности от турецких происков. Но, признаем, что мало шансов получить такие гарантии. Единственная внешняя гарантия Курдистана – это слабый и рискующий развалиться Ирак. Это единственное прикрытие, в котором зияют огромные бреши. И внешние факторы действуют против курдов.
Основной внешний фактор – позиция США в отношении Курдистана. Как показывают события, в том числе и последних дней, США не будут препятствовать Турции в осуществлении ее замыслов в той мере, в какой это согласуется с интересами США на территории нынешнего Ирака. Нельзя исключать прямое участие турецких войск в оказании помощи американским войскам в «умиротвоврении Ирака». Это вряд ли потребуется, если на выборах в США победит Хилари Клинтон, которая выведет американские войска из Ирака (в этом случае турция должна быть готова моментально заполднить вакуум), но если победит Джон Маккейн, то ему турецкая помощь могла быть крайне кстати. Маккейну придется несладко, потому что, если он победит, то Конгресс США всё равно останется в руках демократов. Здесь придется покрутиться, чтобы мобилизовать помощь, да еще при ттом, что европейские союзиники США устали, что видно по Великобритании. Где Маккейну взять две-три дивизии для поддержания мира в суннитских районах? Только в Турции. Но турки не пошевелят и пальцем, пока не будут удовлетворены их претензии на север Ирака. Это показал 2003 год, сейчас положение у Турции еще более выгодное для заключение сделки с США. Сделка состоится, если еще не состоялась за счет курдов.
Замысел турецкого Генштаба, видимо, предполагает выход по направлению Мосул – Киркук к иранской границе в обход с юга основной территории Курдистана. Это позволит изолировать Курдистан от остального Ирака и начать его удушение. Это процесс планируется проводить путем расчленения Курдистна на части с административным размежеванием по косовскому принципу его территории по этническому или даже племеннному признаку на 5-6 частей. Дальнейшая судьба Курдистана в этом случае может напоминать зону племен в Пакистане, в качестве которой и соответсвующими последствиями превращения этой территории в деградирующую социально и экономически резервацию для курдов он будет фактически, а может быть и формально присоединен к Турции, если план Анкары пройдет.
Уже сегодня нужны серьезные международные гарантии независимости и территороиальной целостности (иракского) Курдистана, но мир, как никогда за последние годы, не склонен видеть проблемы Курдистана. Нет оснований думать, что существуют какие-либо универсальные принципы международного права, путая международное право с гражданским или уголовным, международное право не базируется на универсальные принципы и не предполагает единообразного проведения того или иного принципа, если это не качается личных прав или прав человека, в межгосударственных отношениях ничего подобного нет и быть не может. Это еще один повод относиться с крайним беспокойством и серьезностью к набирающей обороты турецкой агрессии в отношении (иракского) Курдистана.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.