Недавно в «Кавказском доме» прошла презентация легендарного всемирно известного грузинского произведения «Витязь в тигровой шкуре»… на курдском языке.
Это событие почти эпохального значения (состоявшееся благодаря ученому и общественному деятелю Кериму Анкоси и руководителю «Кавказского дома» писательницы Наиры Гелашвили) привлекло внимание широких масс, в том числе и посла Ирака Таиба Барвари, курда-мусульманина (курд — этническое происхождение, курд может быть и мусульманином) по происхождению. В нашей с ним беседе он говорил о том, что гордится своими соплеменниками, многие из которых на Ближнем Востоке — высокообразованные люди, добившиеся серьезных успехов в жизни. Он был приятно удивлен, что и в Грузии застал контингент людей, который искренне и со вниманием отметил выход из печати «Витязя в тигровой шкуре» на курдском языке. Собственно, удивление уважаемого посла Ирака не связано с объективными причинами. Взрослое поколение курдов, живущих в Грузии — это те, кто прошел свое становление в советский период, а об этом неоднозначно оцениваемом времени ведущий в нашей стране езидолог Керим Анкоси говорит, как о Золотом веке езидского (езид — вероисповедание исключительно курдов) народа.
Совсем недавно в Грузии… еще существовали езидские культурные центры. Женщины в традиционных белых шароварах и пестрых юбках отстукивали свои мерные па в курдском кочари под звуки зурны. В школах, где была потребность, велось факультативное преподавание курдского языка. Во дворе церкви Сурб Геворк из езидов, в числе которых был и будущий курдолог Курдоев (основатель Центра курдоведения в Ленинграде), курдская школа готовила знатоков древнего языка и культуры. В здании Клуба работников торговли существовал Народный курдский театр, а при Союзе писателей в Отделе армянских писателей под руководством Беника Сейраняна работала секция курдских писателей Грузии. Г-н Керим Анкоси говорит с благодарностью в голосе: «Это был большой друг курдского народа. Многим он оказал поддержку в сложные моменты творческого становления». Первая в мире выставка работ курдских художников прошла в Грузии. Ее организовал Керим Анкоси, хотя, как признается общественный деятель, это было не сложно, ведь в Союзе художников Грузии существовала и секция курдских художников тоже.
Сегодня положение изменилось в корне, теперь все иначе в стране, борющейся за установление демократии…
Страницы истории… Видимо, древность курдского народа — неоспоримый факт. Еще древнегреческие историки, как Ксенофонт, Арриан упоминают кардукских воинов, состоявших на службе у персидских царей. С ними довелось сразиться самому Александру Македонскому в битве на реке Исс. Есть версия, что курды восходят к мидийцам. Правда, по этому вопросу с ними готовы поспорить наши соседи по Кавказу азербайджанцы. А пока эти последние поделят с курдами вопрос принадлежности к действительно древним мидийцам, мы попытаемся ответить на другой вопрос: кто такие езиды? В одном юмористическом армянском музыкальном трэке к езиду обращаются именно с этим, на что получают веселый ответ: «Ес двоюродны хаем».
Конечно, на самом деле, армяне с древности жили по соседству с езидами, в Армении они появились очень рано и никогда не преследовались по религиозному признаку, впрочем, также, как и в Грузии.
Езиды всегда очень чутко относились к своей религии, настолько, что не писали канонических книг и не записывали религиозные обряды, «чтоб иноплеменники не воспользовались принципами езидизма и не присвоили их со временем». Имеются две книги: Черная книга и Книга Собрания, но и они не вызывают доверия даже езидских ученых. С отсутствием официальных сведений связан стереотип, что езиды являются чертопоклонниками, появившийся в научной европейской литературе, объясняемый тем, что езиды не знакомили с таинствами поклонения своему божеству и ближайших соседей. Регрессирующим было влияние Шейха Ади ибн-Музаффара, творившем в X-XI веках и провозгласившем, что получение образования для езидов не приемлимо и карается свыше. Этот призыв препятствовал написанию религиозных текстов в те века, когда все другие основные религии мира, в принципе, уже сформировались.
Нельзя не задержать внимание читателя на том нововедении. которым езиды, тем не менее, обязаны Шейху Ади. Он поделил общество на касты, на которые оно подразделяется и ныне. Всего существуют две касты: духовная и простонародье. В свою очередь, духовная подразделяется на две группы: шейхи и пиры. Принадлежность тому или иному роду дается человеку от рождения. Вообще, езидом может быть только лишь человек, рожденный исключительно от родителей-езидов (езидизм не несет в себе и толику прозелитизма, он не принимает в свои ряды посторонних). Однако, процесс рождения тоже регламентируется правилами от Шейха Ади. Нельзя ни в коем случае, чтоб езид-шейх женился на девушке из касты мриди (простонародья), шейхи и пиры практически равны друг другу, но и им следует поостеречься в случае желания породниться брачными узыми.
Есть еще немало правил, диктующих образ жизни езидов, таких, как: не носить синее, не есть свинину, петуха (здесь проявляется влияние мусульманства, которое мы заметим и в момент обсуждения загробной жизни), не читать книги других религий. «А как же насчет убийств, прелюбодеяния и воровства?», — спросит читатель, недоумевая. Керим Анкоси улыбается. Разумеется, все это — страшные грехи, которые претят заповедям древней религии. Более того, она достигает такой гуманистической высоты, что может бросить вызов таким идеологиям, как христианство, мусульманство и др. Каждое утро добропорядочный езид начинает с молитвы: «О, Всевышний, помоги 72 народам мира, помоги страждущим, тем, кто на чужбине, в странствии, кто в нужде, и под конец — помоги нам (езидам)». Езиды считают, что к моменту образования езидизма, в мире уже было сформировано 72 народа, о которых они и ныне молятся денно и нощно.
Наряду со всем перечисленным, у езидов есть обряд своеобразного крещения (у новорожденного срезают пушок с головы, который заговаривают молитвами шейхи, и родители хранят до конца своих дней). Как и у всех, есть обряд обрезания (сегодня, правда, молодые езиды стараются благополучно позабыть о нем), справляют и т.н. венчание. В Грузии же достаточно серьезно относятся к обряду погребения. К этому пессимистичному моменту езиды относятся с максимальным оптимизмом. Они говорят о смерти, как о воле Божьей, хотя, от мусульманства перекочевал сюда знаменитый мост с горящим пламенем под ним и необходимость его перейти, чтобы попасть в рай.
Основное, что обязательно надо сказать, говоря о езидизме — это единобожие, характерное для него. Считается, что все идет от Бога: и добро, и зло, а обвинения ученых в люциферстве архангела Мэляктоуза являются безосновательными и слабо доказуемыми. Не верите? Прочитайте, к чему призывает архангел в своих молитвах…
Несколько слов о… Всем известно, что центром езидизма является храм Лалеш Нурани, находящийся в Северном Ираке, где и покоится прах светлейшего Шейха Ади. Там служит Эмир Всея Езидов Мира, а так как каждый езид хоть раз в жизни обязан посетить Лалеш, ему помогает и Религиозный Совет езидов. На юге Турции в пещере Хаккори археологи нашли местечко, всем своим содержанием напоминающее святилище езидов. Но, к сожалению, других известных культовых сооружений езидов современная наука не зафиксировала.
Что можно сказать о Кавказе? Он всегда привлекал своей терпимостью этот древний народ. В 1918 году езиды покинули насиженные места в Западной Армении, проявив солидарность с братским армянским народом. Преследуемые младотурками, езиды Карса, Вана бежали в Грузию, Армению, где живут и ныне.
Вследствие миграционных процессов, сегодня община заметно утратила свою сущность и существенно ослабла. Керим Анкоси говорит со скорбью, что ныне езиды принимают христианство, попадают в секту свидетелей Иеговы, отходя от религии, ради которой их предки потеряли дома, селения, Родину. Ныне молодежь не имеет возможности изучать собственный язык и культуру, вследствие неимения ни школ, ни факультативного преподавания языка. Езидизм же, как никакая другая религия, привязан к курдскому языку, переводов молитв не существует.
Потере религии способствует и объективный фактор. Еще с 90-х гг. община пыталась построить хоть небольшое культовое сооружение, которое могло бы объединить общество езидов. Такое по сей день не представляется возможным, так как сама община бедна, на государство рассчитывать излишне, а исторической родины как не было, нет, скорей всего, и не будет…
Но зато есть Керим Анкоси, человек, который все годы жизни посвятил делу служения народу и религии езидизм. За сравнительно короткий период он попытался записать молитвы, известные ему и шейхам, живущим в Грузии (в Тбилиси живет и работает молодой священнослужитель Дима Пирр), издал курдскую азбуку, редактировал «Витязя в тигровой шкуре» на курдском, а теперь на чистом энтузиазме обучает языку молодежь, собирающуюся на его уроках в «Кавказском доме».
Говоря о своих планах, Керим Анкоси сообщает о намечающемся круглом столе, который пройдет неизменно в «Кавказском доме» и затронет вопросы сохранения езидской культуры в Грузии…
Виктория МАКСОЕВА
Журнал Норашен 2008/2 (14)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.