Во Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре 2002 года, вопрос о национальности будет далеко не последним. После предыдущей переписи, проводившейся в 1989-м, этнический состав россиян значительно изменился. Произошло это из-за объективных миграционных процессов и в силу субъективных причин — многие наши соотечественники сегодня себя самоидентифицируют несколько иначе, нежели в советские времена. Ученые-этнологи считают, что необходимо серьезно скорректировать методику учета национальностей и народов России, для того чтобы долгожданная перепись-2002 показала истинную картину этнического и языкового состава населения России, которую не могли отразить предыдущие советские переписи. О том, каким именно будет подход к национальному вопросу в ходе переписи и во время обработки ее результатов, рассказывает директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий ТИШКОВ.
Главным вкладом ученых в проведение Всероссийской переписи населения стала подготовка списка вопросов и инструментария для статистиков, которым предстоит обрабатывать опросные листы. В том числе и подготовка примерного списка основных этнических категорий, или основных национальностей, России. Но это вовсе не значит, что ученые заранее нарисовали этническую карту страны. Напротив, мы считаем, что во время переписи граждане должны самостоятельно определить свою национальность (этническую принадлежность). Однако примерное число возможных самоназваний с языковыми вариантами (татарин, казанлы, казанский татарин, или башкир, башкирин, башкорт, или йезид, езид, езды и т.п.) может достичь 800. Что, конечно же, совсем не доказывает существования на территории России такого количества этнических общностей. Поэтому уже после переписи потребуется определенная группировка, основанная на перечне национальностей, подготовленном специалистами-этнографами, которые, например, знают, что йезид и езды — это варианты самоназвания езидов, а орок и ороч — это два совсем разных народа.
Осуществить статистическую обработку материалов переписи по этническому составу населения без «встречного списка» невозможно. Список национальностей всегда составлялся и в советских переписях, а затем уточнялся по итогам обработки данных — к сожалению, как правило, в сторону сокращения.
Дело в том, что абсолютно точный список национальностей составить до переписи трудно. Возможно, что в России, в отличие от бывшего СССР, живет очень мало румын и венгров. Тем не менее, они пока включены в основной список — ибо неизвестно, сколько среди работающих в нашей стране выходцев с Украины и из Молдовы могут отнести себя к этим этническим группам. Технология компьютерной обработки данных не позволяет осуществить обратную операцию, то есть переместить представителей той или иной национальности из категории «другие» в основной список. Но мы считаем перечень достаточно полным, и едва ли могут появиться «незамеченные» многочисленные группы.
Институтом этнологии и антропологии РАН подготовлен комплекс справочных пособий, который должен облегчить статистикам проведение переписи 2002 года. Это и «Перечень национальностей для разработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года», и «Систематический словарь национальностей и языков», и «Алфавитный словарь этнических наименований», и «Алфавитный словарь языков». В принципе, похожие материалы использовались и при проведении последней переписи населения СССР в 1989 году. Однако в новых документах, и особенно в перечне национальностей, есть ряд принципиальных отличий.
Прежде всего, изменена структура списка народов, использовавшаяся в прежних переписях. Все национальности в прежних переписях были поделены на «проживающих преимущественно в РФ» и «проживающих преимущественно в других странах». Такой принцип деления населения сегодня представляется порочным, поскольку разделяет граждан страны на не вполне ясных моральных и правовых основаниях.
Второе, еще более существенное отличие — в увеличении числа так называемых выделенных народов. Как известно, в переписи 1989 года было выделено 128 национальностей, теперь же предлагается расширить список до 150. Это обусловлено тем, что в советских переписях, начиная с 1937 года, по указанию властей, пропагандировавших «консолидационные процессы», было занижено число признаваемых официально народов.
Одновременно из перечня были исключены такие существовавшие во время переписи 1989 года категории учета, как американцы, арабы, индийцы, итальянцы, испанцы, кубинцы, французы, народы Индии и Пакистана. Поскольку каждая из этих категорий является не идентификацией национальности, а скорее обозначает гражданство. Причем зачастую гражданство стран со сложным этническим составом.
Помимо этого не будут учитываться в качестве «основных народов России» австрийцы, албанцы, амхара, англичане, белуджи, бенгальцы, голландцы, сербы, пенджабцы, португальцы, словаки, сомали, хорваты, черногорцы, чехи, шведы и японцы. В переписи-1989 эти категории учета значились, к 2002 году численность представителей этих национальностей на территории России значительно сократилась.
Отличием нового перечня народов России от предыдущих является и то, что он предполагает получение полноценного статистического материала не только по национальностям, но также и по входящим в состав некоторых национальностей группам. Группы эти отличаются от основного этнического массива своим языком, культурой и религией, имеют самостоятельное название, но в то же время осознают свою принадлежность к «основной» общности. Таким образом, в России впервые будет учитываться принцип отражения множественного самосознания. В перечне выделены около 20 подобных категорий учета: немцы-меннониты, греки-урумы, финны-ингерманландцы, эстонцы-сету, мордва-мокша и мордва-эрзя, лугово-восточные марийцы и горные марийцы, осетины-иронцы и осетины-дигорцы, черкесогаи (подгруппа армян с адыгейским языком); сваны, лазы и мегрелы (как подгруппы грузин), сибирские татары и татары-мишари (как подгруппы татар), тувинцы-тоджинцы и некоторые другие. Не замечать сегодня специфичность этих групп ошибочно. Так, например, осетины-иронцы и осетины-дигорцы, являясь одним народом, различаются по своей религии: иронцы — в своем большинстве православные христиане, а дигорцы — мусульмане. Религиозная неоднородность приводит и к существенным культурным отличиям, да и к разной политической ориентации.
Введение сложных категорий более точно отражает этническую мозаику населения России. Иначе может получиться как во время промежуточной переписи в 1994 году. Тогда в список включили, наряду с мордвой, названия групп эрзя и мокша. В итоге в самой Республике Мордовия, где групповые различия осознаются четче, мордва как народ исчезла, а появилось два других народа — эрзя и мокша. А за пределами республики, где проживает примерно половина мордвы и где различия не так значимы, люди называли себя именно мордвой.
Я уверен, что в скором будущем мы придем к признанию принципа множественной этнической принадлежности и в таких распространенных случаях, как русский армянин, русский еврей, татарин-башкирин, эвенк-якут, аварец-андиец, даргинец-кубачинец. То есть в таких сочетаниях, когда отдельный человек (особенно родившийся в этнически смешанной семье) в равной мере владеет языком и культурой отца и матери и имеет сложное самосознание.
Подготовленный учеными инструментарий для статистиков построен на новых методологических принципах, учитывающих особенности современных этнических процессов. Мы старались свести к минимуму возможность идеологических, политических и бюрократических помех, препятствующих реализации гражданами права на самостоятельный выбор этнической и языковой идентификации. Однако власти страны должны все же принять дополнительные меры по противодействию националистическим силам в ряде российских республик. Речь идет о всем известных попытках увеличить любыми средствами численность так называемых «титульных» национальностей.
Это относится к Республике Татарстан, где власти не хотят признавать как отдельную группу кряшен (в кряшенских деревнях вызывающе строятся мечети вместо православных церквей, хотя это население исповедует православие). Это относится к Республике Башкортостан, где возможны фальсификации с записью татаро-башкирского симбиоза в западных регионах. Это касается Республики Дагестан, где давнее стремление к аваризации и даргинизации малых групп может проявиться и в ходе самого опроса населения, и до него.
Некоторые татарстанские политики и общественные деятели уже давно пытаются политизировать вопрос о списке народов в переписи 2002 года. В Госсовете республики даже было проведено специальное обсуждение этого вопроса, которое закончилось довольно резкими обращениями к Владимиру Путину и Михаилу Касьянову. Надо сказать, что ученым-этнологам уже приходилось в прошлом отвечать на подобные жалобы в Политбюро ЦК КПСС, куда обращались разные генсеки и первые секретари республик: от Жоржа Марше до Гейдара Алиева. Однако жалобами устранить этническое многообразие населения Франции и Азербайджана им все равно не удалось. Тем более это не удастся сделать в современной России.
Валерий ТИШКОВ, директор Института этнологии и антропологии РАН. «Время новостей On-line»
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.