Святая или праведница в езидском религиозном понимании не означает объект поклонения, а скорее почитаемую Господом миров. Святая Дайк Чак Стиа Эс, мать Шейха Ади Хаккари Первого, является дочерью Пира Лабны Ихсира (пленный на арабском — أسير), сына Пира Мраза, и происходит из рода Пиров Харки Раш. Она родилась в деревне Марке, расположенной недалеко от деревни Баг Зани (ныне Бахзани), и ее настоящее имя — Пира Эзда.
Ее отец был назван Пиром Лабной Ихсиром, потому что был пленником аббасидских солдат в Тикрите. Она мигрировала с езидскими семьями в Шам (Сирию) и поселилась в Доме Меши вместе с другими перемещенными семьями, спасаясь от меча арабского аббасидского ислама. Она родилась в XI веке, примерно в 1060 году нашей эры, и пережила события XI и XII веков. Скончалась примерно в 1160 году в возрасте около 100 лет в Священном Лалеше.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм:
https://web.telegram.org/k/#@ezdixaneru
60 лет своей жизни она провела в Доме Меши среди езидских иммигрантов и христиан в Доме Меши, Тель-Дейр-Матта, деревне Дейр-Данун и деревне Дейр-Варда в долине Бекаа. Стиа Эс вышла замуж за человека по имени Пир Барат. Он был также известен под именем Шейх Мусафир. Прозвище «Мусафир» он получил не случайно. Дело в том, что христиане и мусульмане, жившие в долине Бекаа, называли езидских беженцев «мусафирами», что на местном языке означало «путешественники» или «гости».
Езиды, прибывшие в эту область, воспринимались местными жителями как пришельцы или гости из страны Дасин (исторической родины езидов). Поэтому Пир Барат, как один из этих переселенцев, получил прозвище, отражающее его статус «пришельца» или «гостя» в этих землях.
Таким образом, имя «Шейх Мусафир» фактически означало «Шейх-путешественник» или «Шейх-гость», что отражало положение езидских беженцев в новом для них регионе.
Стиа Эс родила четырех сыновей: Азара, прозванного Кадиром Рахмани, Зифара, прозванного Шейхом Смаилом Анзали, Хидр Шамса, прозванного Шейхубакром, и Адиана, прозванного Шейхом Ади, который был самым младшим, рожденным по божественному чуду.
Религиозное предание гласит, что когда Пир Барат (Шейх Мусафир) был в путешествии в Ираке, ему было божественное откровение о том, что его жена беременна ребенком , посланным свыше, который станет венцом познавших и шейхом первых и последних в благородстве нравов и воспитании.
После прибытия Шейха Ади с двумя последователями из Шама в Священный Лалеш , к нему присоединились остальные члены семьи Адани, и они поселились в деревне Марке, недалеко от деревни Баг Зани (Бахзани).
Согласно религиозным источникам, говорят, что святая Сиа Эс совершила свое последнее путешествие в Священный Лалеш в конце жизни. Из-за преклонного возраста и слабости здоровья она не могла идти сама, поэтому Пир Хаджиал нес ее на своих руках, а Пир Исип сопровождал их. Эта деталь подчеркивает ее немощность и почтенный возраст, а также уважение, с которым к ней относились последователи. По прибытии в Священный Лалеш она вскоре скончалась, обретя вечный покой в священном месте.
Шейх Ади говорит в начале своего священного гимна (касыд):
«Я смог обратиться к слову, пока не родил в Доме Меши как масло..
И святые поздравляли меня со всех сторон…
Поздравляют Мусафира с его рождением, и божественное дитя — шейх в воспитании усердный, а мать Язда ласкала меня в стране..
Когда я вырос, меня напоили из чаши веры вином, о каким вином!
Оно разорвало мою печень..
Я понял из своего опьянения истину, с которой я поселил Лалеш в радости и счастье.»
Сирван Салим Шеро
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.