Международно-правовые принципы защиты национальных меньшинств получили в Российской Федерации признание на конституционном уровне. С момента принятия Конституции РФ в 1993 году Российская Федерация предприняла ряд позитивных шагов, направленных на выполнение международных обязательств и создание законодательной базы, обеспечивающей защиту прав национальных меньшинств: сохранение и развитие национальной самобытности, родного языка, получение образования на родном языке, развитие национальной культуры.
Вместе с тем, в рассматриваемой сфере российское законодательство пока находится на начальной стадии своего развития.
Объективно говоря, национальные меньшинства в нашей стране следовало бы законодательно либо подзаконным актом разделить на две категории:
1. национальные меньшинства, имеющие свои национально-территориально-государственные образования в России либо вне РФ;
2. национальные меньшинства, не имеющие своих национально-территориально-государственных образований.
Именно такой объективный подход позволит государству справедливо определить объём и степень участия в сохранении и развитии национальной культуры, поскольку изначально данные категории национальных меньшинств находятся в неравных условиях и имеют неравные стартовые возможности для развития и защиты культурных, образовательных и других прав.
Так, например, у таких национальных меньшинств, проживающих в России, как татары, немцы, азербайджанцы, греки и др., практически отсутствуют сложности с получением информации: активно работают теле- и радиостанции, выходят газеты и журналы на родных языках, нет острой необходимости издавать школьную, научную, художественную литературу о своём народе, поскольку это всё уже создано и может быть получено доступным путем с помощью национальных государственных образований. Однако возникает совершенно иная ситуация, когда мы говорим о национальных меньшинствах, не имеющих своих государственных образований. Такие национальные меньшинства зачастую не в состоянии собственными силами издавать национальную литературу, газеты, журналы, не говоря уже о возможности теле- и радиовещания на родном языке. В этой ситуации изначально возникает проблема подготовки кадров и, самое главное, их материального обеспечения, пусть даже в течение первых нескольких лет, в рамках государственной программы сохранения культуры народов, не имеющих своих государственных образований.
Тот энтузиазм в деле сохранения своей культуры, языка и др., который проявляют некоторые представители национальных меньшинств, хоть как-то пытающиеся со-хранить свою национальную культуру, является настоящим чудом.
Попытаемся проанализировать данную ситуацию на примере имеющего тысячелетнюю историю курдского народа.
Курды на территории России
Первые официальные источники относят появление курдов в Российской империи к началу ХIХ века. По Гюлистанскому (1813 г.) и Туркманчайскому (1828 г.) договорам, завершившим русско-персидскую и русско-турецкую войны, часть курдов вместе с исконно принадлежавшими им землями вошла в состав Российской империи и добровольно приняла её подданство. Их соплеменники, оставшиеся в Северном Курдистане (Османская империя), были вынуждены массово покидать Родину в 1915-1918 гг. в результате геноцида «инаковерующих» народов (армян, курдов-езидов, греков и т.д.). С этого времени курдский народ живёт в составе единого государства (Российской империи, СССР, а ныне России).
Во время многочисленных русско-турецких и русско-иранских войн курды, населявшие обширные территории Ирана, Ирака, Османской империи, Азербайджана, Армении, всегда отличались активно выраженными пророссийскими настроениями. Целыми полками, бригадами, в основном кавалерийскими, курды воевали на стороне русской армии. Так, например, за боевые заслуги в Крымской войне командир курдского полка Джафар-ага получил звание полковника русской армии и впоследствии дослужился до чина генерал-майора. Участие курдов в этих войнах подтверждают многочисленные архивные материалы, источники и литература, относящиеся как к дореволюционному, так и к советскому времени.
В год нашей Победы невозможно не упомянуть о курдах, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в разгроме милитаристской Японии. Несмотря на малочисленность на территории бывшего Советского Союза, сыны курдского народа продолжили и обогатили боевые традиции своих дедов и прадедов. В Великой Отечественной войне отличились многие воины-курды. Многие из них были удостоены орденов и медалей, а С.А. Сиабандов — звания Героя Советского Союза.
Однако, несмотря на подвиги и самоотверженный труд в тылу врага, курды были подвергнуты незаконным репрессиям. В 1937 и в 1944 годах часть курдов была депортирована из Закавказья в республики Средней Азии и Казахстан.
В результате распада СССР и образования новых независимых государств сотни тысяч пророссийски на-строенных курдов оказались за пределами Российской Федерации. Многие из них находятся в сложной социально-политической и экономической ситуации. Положение наших соотечественников усугубляется и тем, что для большинства из них родным языком стал русский, а принятые в ряде стран СНГ законы прямо или косвенно на-правлены на вытеснение русского языка, в том числе и из сферы образования, в связи с чем получение необходимого образования для десятков тысяч курдов связано с большими трудностями. Особенно характерна такая ситуация для стран Закавказья и Средней Азии. Результатом данного положения стала вынужденная миграция в Российскую Федерацию, где за последние годы гражданство РФ получили десятки тысяч курдов. Их дети обучаются во всех учебных заведениях, выросло новое поколение, теснейшим образом связанное с Россией.
В настоящее время в 10 регионах Российской Федерации проживает свыше 300 тысяч курдов.
В нашей стране действует общероссийская организация — Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации (ФНКАК РФ), объединяющая шесть региональных национально-культурных автономий курдов.
Одной из наиболее важных проблем курдского населения России является вопрос документирования (получение гражданства, вида на жительства, разрешения на временное проживание) пребывания в России лиц, приехавших из стран СНГ.
Все российские курды — потомки тех, кто в ХIХ-ХХ веках добровольно принял подданство России, и исторической обязанностью Российской Федерации как правопреемника СССР, в соответствии с международными актами о защите прав человека и гражданина, является принятие мер по урегулированию всех проблем, связанных с пребыванием и легализацией курдов в России. В целях восстановления исторической справедливости в отношении курдов, добровольно принявших подданство России в ХIХ-XX веках, однако, не имеющих своего государственного образования и подвергнутых репрессиям в 30-40-е годы ХХ века, необходимо признать за ними право на упрощённый порядок получения вида на жительства Российской Федерации. Примеры международной практики реабилитации народов, подвергнутых гонению, уже существуют — так, администрацией США был предоставлен вид на жительство пятнадцати тысячам проживающих на территории Российской Федерации турок-месхитинцев — жертв Ферганских событий в Узбекистане.
Являясь представительным органом курдов России, ФНКАК РФ может принимать активное участие в решении стоящих перед миграционной службой проблем, в частности, в вопросе оказания содействия документированию пребывания в России курдов, приехавших из стран СНГ. Необходимым условием для этого является выработка форм активного взаимодействия с миграционной службой. Письмо соответствующего содержания было отправлено нами в адрес руководителя ФМС РФ, в настоящее время оно находится на согласовании в миграционной службе.
31 марта 2005 г. на очередном заседании Совета ФНКА при Комитете Государственной Думы по делам национальностей нами был представлен проект Федерального закона РФ «О правах курдского народа в Российской Федерации» для внесения в Государственную Думу. Данный проект составлен в соответствии со ст. 13 Закона РCФCР «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991 г. о восстановлении в гражданских правах всех жертв политических репрессий путём принятия отдельных законодательных актов по отношению к каждому репрессированному народу. Согласно данному проекту, предлагалось признать за прибывшими в Россию из республик СНГ курдами как репрессированным народом право на упрощённый порядок легализации на территории РФ. Мы очень надеемся на конструктивный диалог с комитетом Государственной Думы по делам национальностей.
В соответствии с основополагающими принципами Конституции РФ 1993 г., Россия является многонациональным государством, и все нации и народности имеют равные права на развитие своего языка, культуры и традиций.
ФНКАК РФ была создана в соответствии с принципами Конституции РФ и Законом РФ «О национально-культурной автономии», которым и определены цели и задачи национально-культурных автономий. Одна из главных задач ФНКАК РФ — возрождение, сохранение и развитие национальной культуры, языка, литературы, изучение родной истории. Решение этих непростых задач требует подготовленных педагогических и других кадров, программ и материалов, учебных пособий, и, самое главное, необходима государственная поддержка реализации целей и задач, стоящих перед национально-культурной автономией.
В области реализации культурного потенциала курдов РФ существуют определённые трудности. В ряде случаев документальные и изобразительные материалы о жизни курдов отсутствуют либо находятся в государственных архивах стран СНГ — Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана.
На международном семинаре «Образовательная политика и национальные меньшинства» в рамках программы сотрудничества Министерства образования и науки РФ с Советом Европы 14-15 апреля 2004 г. в Москве была достигнута договорённость с ныне упразднённым Министерством образования РФ об оказании Министерством помощи в получении из указанных стран копий архивных аудио- и видеоматериалов о жизни курдского народа в период с 1917 по 1992 гг. После нашего обращения в Министерство образования с соответствующей просьбой нам ответили, что решение данного вопроса находится в компетенции Министерства иностранных дел РФ. Таким образом, сначала перед чиновниками Совета Европы нам была обещана помощь, а в дальнейшем мягко отказано в просьбе. Очевидно, что, если бы чиновники Минобразования желали оказать нам содействие, они могли бы ходатайствовать перед МИД РФ — и этот путь был бы более эффективным для решения нашей проблемы и для выполнения данных нам обещаний.
Неоспоримым является тот факт, что в Российской Федерации и странах СНГ уже несколько десятилетий (ещё до распада Советского Союза) не ведётся подготовка учителей курдского языка и литературы. Минимальные возможности, существовавшие в постсоветское время, постепенно сходят на нет. Открытие специальных курсов или отделений для подготовки специалистов по курдскому языку, литературе и культуре в педагогических учебных заведениях — дело необходимое и требующее постоянной государственной заботы.
Учитывая вышеизложенное, ФНКАК РФ обратилась в Министерство образования и науки РФ с просьбой об оказании на федеральном уровне содействия в создании при государственном ВУЗе отделения для подготовки преподавательских кадров курдского языка в начальных классах.
Во всех регионах, где компактно проживают курды, изучение родного языка затруднено отсутствием кадров соответствующей квалификации. Со своей стороны мы могли бы предложить двух-трёх высококвалифицированных специалистов со знанием русского и курдского языков для преподавания командированным из регионов лицам, которые могли бы пройти курс преподавания курдского языка и литературы в начальных классах.
Необходима также разработка и издание современных учебных программ, учебников и пособий. Но, опять же, только своими силами с этими задачами не справиться — для этого необходима государственная поддержка.
Для взаимодействия ФНКАК РФ и Министерства образования и науки РФ имеется достаточно правовых оснований: Закон РФ «Об образовании», Закон РСФСР «О языке народов РСФСР», Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств, Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Документ Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ, Гаагские рекомендации по правам национальных меньшинств на образование, Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни.
Сохранению национальной культуры активно способствовали ежемесячная газета «Свободный Курдистан» и журнал «Голос женщин», на страницах которых постоянно публиковались уроки курдского языка и архивные материалы о культуре курдского народа, статьи о жизни и быте наших соплеменников в российских регионах. Однако в настоящее время отсутствие финансовых средств послужило причиной закрытия газеты и журнала.
Истинной духовной трагедией стала судьба находившегося в процессе становления курдского национального театра. В 80-е годы в Тбилиси при поддержке действовавшего правительства был создан и успешно функционировал единственный в СССР курдский театр сатиры и юмора под руководством Шалико Бекаса. Труппа много гастролировала, вызывая восторженные отклики зрителей как в нашей стране, так и за рубежом. После распада СССР практически все актеры театра вместе с основной массой курдских переселенцев оказались в различных городах России. В настоящее время возрождение национального театра в нашей стране невозможно без материальной поддержки, позволяющей обеспечить возможность объединения труппы под одной крышей и создание условий для творческой деятельности.
В этой ситуации ФНКА курдов Российской Федерации сделала основной упор на проведение культурно-массовых и просветительских мероприятий. В 2003-2004 гг. были проведены национальные торжества: праздник Весны и Нового года «Науроз», День возрождения, а также курдско-езидские религиозные праздники «Езид», «Хдрнаби» и другие. В прошлом году был организован и проведён фестиваль национальной культуры «Курдская радуга», ставший важным культурным событием в жизни курдов России. Особенно важно, что проведение такого фестиваля было бы невозможно без поддержки Министерства культуры РФ (ныне — Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ) и лично Министра РФ господина В.Ю. Зорина, оказавших нам необходимую помощь.
Вся дальнейшая деятельность ФНКАК будет направлена на решение этих задач, с учётом их реализации будут строиться дальнейшие планы.
ФНКА курдов Российской Федерации и наши региональные автономии сыграли бы большую роль, если бы на государственном уровне была принята специальная долгосрочная программа сохранения и развития самобытной культуры курдов. Тысячелетняя культура курдского народа является также духовным богатством России, и государство должно позаботиться о ней, как заботится о культуре народов, имеющих свои государственные образования в составе Российской Федерации.
КУРДЫ КАК ЧАСТЬ РОССИИ
(ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)
СУЛТАН ХАЛИЛЬ
исполнительный секретарь Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.