Положение этнических меньшинств в Краснодарском крае 16-31 марта 2006 года
Данный обзор составлен Правозащитным центром «Мемориал» совместно с Новороссийским комитетом по правам человека в рамках проекта «Правовая помощь жертвам дискриминации и содействие защите этнических меньшинств в Краснодарском крае» на основе результатов ведущегося в крае мониторинга с участием лидеров этнических общин, а также публикаций средств массовой информации и материалов информационных агентств.
Милицейские проверки и задержания
Мустафа Дурсунович Дуз-оглы, курманч (батумский курд), проживающий в станице Пшехской, имеет паспорт гражданина СССР с временной регистрацией до мая 2006 г. 20 марта 2006 Мустафа возвращался из г. Сочи, где ему удалось устроиться на временную работу. На железнодорожном вокзале г. Сочи около 14 часов он был задержан двумя сотрудниками милиции. Не представившись, не предъявив служебных удостоверений, милиционеры заявили, что паспорт Мустафы недействителен, поэтому его следует препроводить в отделение милиции. Мустафу посадили в машину и вынудили отдать тысячу рублей — все деньги, заработанные им за три дня.
Алмаз Усубова, езидка, живет на хуторе Новая деревня Каневского района, является гражданкой Российской Федерации, имеет регистрацию по месту жительства в Краснодарском крае. 21 марта 2006 г. домой к Алмаз пришли сотрудники миграционной службы с целью проверки документов. В доме Алмаз проживает ее невестка, Алтун Бодоева, без регистрации и без документов. Сотрудники милиции дали Алмаз Усубовой устное распоряжение — приехать 27 марта вместе с Алтун Бодоевой в миграционную службу; при этом в залог забрали паспорт Алмаз. Протокола об административном правонарушении не составляли. Родственники серьезно опасаются, что Алтун, мать двоих малолетних детей, может быть задержана и помещена в депортационный лагерь.
По сообщению Ахмада Чолояна, лидера езидской общины, 11 марта 2006 г. в станице Неберджаевской сотрудники паспортно-визовой службы Крымского РОВД провели подворную проверку документов. Возле своего дома был задержан Манвел Усубян, не имеющий гражданства и регистрации. Манвел с раннего детства проживает с родителями в России, но в получении гражданства ему отказали. На этот раз ему удалось освободиться, однако сотрудники милиции предупредили, что планируют и в дальнейшем проводить такие рейды и депортировать всех, у кого нет регистрации и гражданства.
15 марта в Неберджаевской сотрудники милиции вместе с судебным приставом провели подворный обход тех езидских семей, которым с августа по декабрь 2005 года были выписаны протоколы об административном правонарушении за отсутствие регистрации в крае. Так как людям нечем было оплачивать штрафные санкции, сотрудники милиции угрожали изъятием личного имущества.
17 марта в Неберджаевской сотрудники миграционной службы вновь провели подворный обход и выписали множество протоколов об административном правонарушении за отсутствие регистрации. Всех оштрафованных предупредили, что, если они не зарегистрируются в ближайшее время, то их ждет депортация.
По сообщению Хасана Гуржи-Оглы, лидера общины курманч, 28 марта 2006 г. около 18 час. 30 мин. он провожал родственницу с двумя малолетними детьми из больницы после хирургической операции. На вокзале города Горячий Ключ к нему подошли двое сотрудников ЛОВД и, не представившись, в грубой форме потребовали предъявить документы. В ответ Хасан Гуржи-Оглы попросил сотрудников представиться должным образом, а также предъявить свои служебные удостоверения. Реакция на его просьбу было жёсткая и грубая. Хасан сдержанно и настойчиво повторил свою просьбу, при этом добавил, что данное требование соответствует закону. Один из милиционеров грубо прокричал в ответ: «А ты что, русский, что ли, чтобы учить нас российским законам? Ты здесь никто!» И предложил второму сотруднику надеть на него наручники. Милиционер в звании сержанта кому-то позвонил по мобильному телефону. И лишь после этого все же предъявил удостоверение на имя Шведова А.Е., старшего сержанта на должности водителя. Второй так и не представился и снова потребовал у своего напарника надеть на Хасана наручники. Хасан предъявил свой паспорт и удостоверение правозащитника. Сотрудники милиции продолжали удерживать его и родственницу с детьми до прихода поезда. Дети были напуганы их грубыми действиями и окриками. Старший сержант Шведов А.Е. забрал паспорт и отвёл Хасана в привокзальное отделение милиции. В отделении ЛОВД офицер уголовного розыска по имени Игорь Путин предложил сотрудникам оформить на Хасана дело по статье «неподчинение сотрудникам милиции при исполнении служебных обязанностей». Старшим сержантом Олегом Красноженовым был проведен личный досмотр. Не найдя ничего противозаконного, милиционеры составили протокол о якобы совершенном Хасаном нарушении — переходе железнодорожных путей в неустановленном месте — и оформили постановление об административном правонарушении, предусматривающем штраф в размере пятидесяти рублей.
Сообщение юриста Новороссийского Комитета по правам человека о положении в станице Платнировская
Юрист НКПЧ, посетивший станицу Платнировская 18 марта 2006 г., зафиксировал жалобы представителей курдского населения на действия сотрудников ППС и ПВС Кореновского РОВД. По словам курдов, сотрудники милиции регулярно ездят по их домам под предлогом «проверки регистрации», которую сами же отказываются оформлять. Тем, кто не платит немедленно на месте, «выписывают штраф» в виде банковских реквизитов — без протоколов и постановлений. Непокорных забирают в отдел милиции для профилактических бесед. Как только в станице появляется машина «жигули» красного цвета, на которой приезжают милиционеры, курды начинают разбегаться и прятаться от поборов.
Проблемы трудоустройства и обеспечение гарантий оплаты труда
По сообщению Титала Алояна (езид), проживающего в ст. Неберджаевской Крымского района, 16 марта 2006 года он находился в поселке Кабардинка, где у него была назначена встреча с бывшей работодательницей Ольгой Егоровной и ее сыном Виктором, которые отказывались оплатить его работу за последние несколько месяцев.
Титал Алоян проживает в Краснодарском крае без регистрации, поэтому ему приходится зарабатывать на жизнь, работая у частных лиц без письменных трудовых соглашений и социальных гарантий. Нередки случаи, когда работодатели не желают оплачивать работу, выполненную наемным работником, и избавляются от него, угрожая вызовом миграционной службы, депортацией или нанесением тяжкого вреда здоровью. Встретившись с Титалом Алояном возле кафе, работодательница неожиданно стала бить его по лицу, сопровождая удары нецензурной бранью. Ее сын нанес Титалу сильные удары по голове, от которых он потерял сознание. Пришел в себя в отделении милиции, куда была вызвана машина скорой помощи. В результате он был госпитализирован в больницу гор. Геленджика с сотрясением мозга.
Депортационные лагеря
27 марта 2006 года состоялась встреча с начальником депортационного лагеря в пос. Копанском. В диалоге участвовали правозащитники Новороссийского комитета по правам человека и лидер езидской общины Ахмад Чолоян, а также журналисты. В настоящее время в лагере находятся около 20 мужчин (таджики, армяне) и 3 женщины. Размещены они уже не в палатках, а в вагончиках; некоторые находятся в лагере более пяти месяцев. По штатному расписанию лагерю полагается врач, но за вознаграждение в 1200 рублей никто, по словам начальника лагеря, работать здесь не хочет. 26 марта лагерь посетил посол Таджикистана в Российской Федерации вместе с представителями таджикской общины Краснодарского края. Планируется заключить соглашение по приему трудовых мигрантов между Таджикистаном и властями Краснодарского края.
Преследование правозащитников
По словам Ахмада Чолояна, лидера езидской диаспоры, на протяжении нескольких месяцев в его адрес поступали звонки от неизвестных людей с угрозами физической расправы над ним и его семьей. Последний звонок был сделан на домашний телефон с угрозами в адрес Ахмада и его сына. По версии Ахмада, угрозы связаны с его активной правозащитной деятельностью.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.